Автоматизация [р] в стечениях с согласными

Оглавление

Чистоговорки на Р

***

Ра-Ро-Ру Ра-ра-ра – мне вставать уже пора! Ра-ра-ра – свари кашу из топора, Ра-ра-ра – нам готовят повара, Ро-ро-ро – летит лёгкое перо, Ро-ро-ро – сливают молоко в ведро, Ру-ру-ру – что у медведя во бору? Ру-ру-ру – сам я посуду уберу; грибов корзину наберу, Ру-ру-ру – я сам зашью дыру, Ры-ры-ры – (у Тамары) в руках шары, Ры-ры-ры – (до поры) остры топоры, Ары-ары-ары – вечером включают фары, Ары-ары-ары – кто смело тушит пожары?

***

Ар-Ор-Ур Ар-ар-ар – кипит наш самовар, Ар-ар-ар – залетел к нам комар, Ор-ор-ор – подмету сама я двор, Ор-ор-ор – надо белить коридор, Ор-ор-ор – едет наш дедушка Егор, Ур-ур-ур – повесим новый абажур, Ур-ур-ур – Мура наша кормит кур, Ир-ир-ир – все выпили кефир? Ир-ир-ир – пусть везде будет мир! Оры-оры-оры – мы сажали помидоры.

***

Тра-Тру-Тры Тра-тра-тра – посидим мы у костра, Тру-тру-тру – встану рано поутру; быстро тряпкой пыль сотру, Тру-тру-тру – дрожат листочки на ветру, Вры-вры-вры – стелим новые ковры, Бры-бры-бры – быстро строят дом бобры, Тры-тры-тры – плывут большие осетры, Гры-гры-гры – кругом одни бугры, Тра-тра-тра – а мы поём с утра! Кра-кра-кра – в банке вкусная икра.

***

Норка Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.

***

Варвара У Варвары в сарафане Карандаш простой в кармане. Нарисуй, Варвара, речку И кудрявую овечку.

***

Раки Тридцать три огромных рака, Все в нарядных красных фраках.

***

Рак Под речной корягой рак Не устроится никак. Рак рассержен, рак расстроен Дом у рака не устроен.

***

Краб Краб вскарабкался на трап И пополз по трапу краб. Краб по трапу проползет, С трапа краб не упадет.

Раскраски на автоматизацию звука Л в чистоговорках:

ЮлаЛа-Ла-Ла – веселая юла.Лу-Лу-Лу– купили мы юлу.Лу-Лу-Лу – новую юлу.

Мила- помощницаЛа-ла-ла – как-то Мила пол мела.Ло-ло-ло – видит, на полу стекло.Лу-лу-лу – сто осколков на полу.Лы-лы-лы – Мила подмела полы.Ла-ла-ла – Мила маме помогла.

О футболеОл-ол-ол – очень любим мы футбол.Лы-лы-лы – забиваем мы голы.Ол-ол-ол – вот какой забили гол!Ол-ол-ол – забил я гол.

Про Клаву и АллуКла-кла-кла- Клава булки испекла.Эла-эла-эла-Алла булки съела.

Еловая чистоговоркаОл-ол-ол – с ёлки улетел щегол.Ал-ал-ал – мимо ёлки конь скакал.Ул-ул-ул – волк под ёлкою уснул.Ил-ил-ил – лось у ёлочки ходил.Эл-эл-эл – голубь к ёлки подлетел.

СкалаЛа-ла-ла – вот стоит скала.Лу-лу-лу – заберемся на скалу.Ло-ло-ло – ой, куда нас занесло!Лы-лы-лы – как слезем со скалы?

ЛушаЛа-ла-ла — цветы Луша полила.Ло-ло-ло — на улице тепло.Ла-ла-ла — девочка мала.Ала-ала-ала — бабочка летала.

Школьная историяОла-ола-ола – за вокзалом наша школаАла-ала-ала – шла из школы Алла.Ила-ила-ила – Алла двойку получила.Ала-ала-ала – Алла книжки не читала.Ула-ула-ула – только Алла в класс шагнула.Ала-ала-ала – нашей Алле стыдно стало!

ВеликанИл-ил-ил – великан в пещере жил.Ыл-ыл-ыл – он большущий очень был.Ал-ал-ал – стал ему костюмчик мал.Ол-ол-ол – и к портному он пошел.Ел-ел-ел – сшить костюм портной сумел.

СкакалкаАлка-алка-алка — у девочки скакалка.Алку-алку-алку — купили ей скакалку.Алка-алка-алка — новая скакалка.

СамосвалАл- ал- ал — мне купили самосвал.Ал- ал- ал — новый самосвал.Ал- ал- ал — едет самосвал.Ала- ала- ала — кузов есть у самосвала.

Стихи для развития речи

Проводя такие занятия самостоятельно, важно помнить, что чадо должно воспринимать все задания как интересную игру. Категорически не следует заставлять его делать упражнения через силу, такая тактика не приведет к ожидаемому результату

Только через вовлеченность в процесс дети могут достичь успехов в артикуляции, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы покривляться вместе с малышом перед зеркалом и на пару повторять веселые логопедические стихи.

***

Валенки В магазине Валеньке Покупают валенки. Маленькие валенки До чего ж милы! Но надела валенки Маленькая Валенька – Оказались валенки На нее малы!

***

Кузнечик Расскажи, сестра Маринка, Что стрекочет у тропинки? Кто заводит разговорчик? Может, затрещал моторчик? Может, трактор у букашек – Они в травах поле пашут? Может, стража у находки – Страшный жук шумит трещоткой? Может… – Милый человечек, Так скрипит крылом кузнечик..!

***

Спор Спорил с полем старый бор: «Разве гордость – ширь, простор? Грибов море, ягод горсти – Торопитесь, люди, в гости!» Проворчало горько поле: «Говор трав утихнет вскоре. Снег запорошит просторы – У зимы свои узоры. Вот ручьев проснется хор – Мы весной продолжим спор.»

***

Пропажа – Кра! – кричит ворона. – Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Грош украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! – Стой, ворона, не кричи. Не кричи ты, помолчи. Жить не можешь без обмана – У тебя ведь нет кармана. – Как?! – Подпрыгнула ворона, И моргнула удивлённо: – Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

***

Рычание львенка Львенок учится рычать, Очень хочет «Рррр!» сказать. Мордочку свою задрав, Хочет «Рррр!», выходит «Мяв!» Как он стать львом грозным сможет? Мы с тобой ему поможем! Трактор – синий богатырь – Как мотор заводит? – Тррр! Молния сверкает! Гром! Мы его не пустим в дом – Крыша прочная! Нет дыр! Пусть себе ворчит: – Гррр! Грррр! Берег речки. Гладь воды. Слышно катер: «Ды-ды-ды». Вот подходит пассажир – Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!» Львенок маленький старался, Львенок долго упражнялся. Он, как папа, на весь мир Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

***

Ёж Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .

У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.

ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в чистоговорках

  • СА – СА – СА  — длинная коса;
  • СА – СА – СА — хитрая лиса;
  • СА – СА – СА  — вот летит оса;
  • СА – СА – СА  — укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ — у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  лисёнок у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ —  заведи часы;
  • СЫ – СЫ – СЫ — не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ —  воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ —  дом стоит в лесу;
  • СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО —  у Сони колесо;
  • СО – СО – СО —  стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС — дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС — дети пили квас;
  • АС – АС – АС — свет у нас погас;
  • АС – АС – АС — я корову пас;
  • АС – АС – АС — вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС — на поляне много коз;
  • ОС – ОС – ОС — я несу поднос;
  • УС – УС – УС — я несу арбуз;
  • УС – УС – УС — у Сони много бус;
  • ЕС – ЕС – ЕС — автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС — на суку Борис повис;
  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — заплетали косы;
  • УСЫ – УСЫ – УСЫ — подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ — вот зелёный лист;
  • ОСТ – ОСТ – ОСТ — у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА — вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони маска;
  • АСКА – АСКА – АСКА — у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ — мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе записка;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ — мы купили миску;
  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ — мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО — посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА —  вкусная капуста;
  • УСТО – УСТО – УСТО — в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО — мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА — высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ — у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — зелёные листы;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ —  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ — мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  — у Сони два листа;
  • СТА – СТА – СТА — стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА — мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА — сели на места;
  • СТУ – СТУ – СТУ — стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ — солдаты на посту;
  • СКИ – СКИ – СКИ — новые носки;
  • СКА – СКА – СКА — длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ — мы несли доску;
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ — стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА — на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Автоматизация звука [Р] в стечениях с согласными звуками

Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука в стечениях с согласными звуками.

 Звук в слогах со стечением согласных звуков:

Стра-стро-стру-стры      Здра-здро-здру-здры         Бра – бры – бро – бру

Рба – рбы – рбо – рбу     Пра – пры – про – пру      Кра – кры – кро – кру

Рка – ркы – рко – рку     Гра – гры – гро – гру        Хра – хры – хро – хру

Вра – вры – вро – вру     Фра – фры – фро – фру    Мра – мры – мро – мру

Нра – нры – нро – нру   Шра – шры – шро – шру   Ржа – ржи – ржо – ржу

Зра – зры – зро – зру

Звук в словах со стечением согласных звуков:

* Страх, страус, стража, странный,  страна, страница, строка, стройка, строгий, строить, стружка, струя, струна, острая, быстрая, люстра, быстро, костры, министр, завтрак,  втроём, штраф, муштра, монстр, инструмент, центры, здравствуй, здравница, вдруг, скафандр, кориандр, Ихтиандр.

* Брат, брать, браслет, бранить, забрать, собрание, кобра, зебра, швабра, брови, брошка, бросить, бросать, бродить, бродяга, бросок, добро, вброд, забросить, доброта, брызги, брызгать, брынза, брыкается, бобры, обрыв, добрый, брусника, сбруя, обруч.

* Правда, праздник, прачка, правило, справка, направо, пробка, провод, просто,  против, простыня, продавать, продукты, простыл, простуда, противный, прогулка, простокваша, продавец, напротив, пруд, прутик, пружина, упругий, прыгать, прыгун, прыжок.

* Франция, Фрося, фрукт, фрукты, фруктовый.

* Врач, враг, вражда, вроде, врун, вручать, вручную.

* Край, кран, краб, краска, красный, крапива, красавица, красивый, кровь, крот, крошки,  кролик, кроме, кромка, кровать, кроссовки, микроб, акробат, укроп, выкройка, круг, кружка, крупный, кружево, крупа, крутой, кругом, крутить, кружок, вокруг, Крым, крыса, крыша, крышка, крыжовник, закрытый, открыть, мокрый, открывать, закрывать.

* Грабли, грамота, грач, град, градусник, грабитель, граница, граната, игра, играть, награда, фотография, виноград, фотограф, гром, грохот, грозный, громко, грозы, гроза,  грохотать, груз, груздь, группа, груша, грусть, грустный, грубый, грузовик, грузить, нагрузить, грызть, грызун, игры, тигры.

* Храм, храп, храпеть, хранить, охрана, охранник, охранять, сохранить, хруст, хрупкий, хрусталь, хрустящий, хрустит, хромой, хромать, махровый.

* Сразу, сразить, сражение, срок, срочный, срубить, срываться.

* Мрак, мрамор, мрачный, нравиться; шрам; зразы.

Слова, насыщенные звуком :

Скороговорка, оркестр, размер, мрамор,  фарфор, раствор, аэродром, транспорт, трактор, тротуар, разговор, квартира, храбрый, температура, проворный, электромонтёр, термометр, конструктор, фермер, аэропорт, маршрут, торшер, курорт, портьеры, простор, прорубь, литература, программа, раскрасить, пробирка, проверка, проворно, пробор, профессор, растирание, ярмарка, разрыв, процедура, просмотр, распространён

Повторить словосочетания и предложения:

* Крутая гора, крутой обрыв, мокрая трава, бравый солдат, красный гранат, ровный пробор, крутой поворот, упругая пружина, круглое ядро, открытая фрамуга, размах крыла, кружевной узор, проходной двор, храбрый тигр, шумное собрание, спелая брусника, солёная брынза, родной край,  огромный парк, крупный виноград, шиферная крыша, барабанная дробь, иностранная марка, камера хранения, чёрные зрачки, консервированные помидоры, проговаривать скороговорки, фотографировать друга, возвращаться с аэродрома, маршировать с оркестром.

* Фотограф фотографирует. Ира открыла окно. Кур кормят крупой. Продавец продаёт фрукты. Рая купила брошку. Барабанщик громко барабанит. Пёстрые астры украшают сад. У Тамары красный карандаш. Рая прыгает через верёвку. У грача подбито крыло. Дружные бобры строят плотину. В порту разгружают пароходы. Тропинка обрывается у оврага. На рынке продают разные фрукты. Рома набрал два ведра рыжиков. Утром рыбаки отправились к озеру. С горы бежит ручей проворный. Серый кролик грызёт красную морковку. Продаются консервы из крабов. Крот портит корни растений. Дорога к пруду идёт мимо кедровой рощи. Прохор прыгает в пруд с крутого обрыва. На краю крутого обрыва рос огромный старый дуб. Вечером по крутой тропинке спортсмены добрались до вершины горы. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. У крутой горки кротовые норки. Все бобры добры для своих бобрят.

Упражнения на дыхание

Звук Р – достаточно сложный для детского произношения, поэтому правильно поставленное речевое дыхание существенно ускорит и облегчит основную работу по постановке и автоматизации звука. Именно с дыхательной гимнастики стоит начинать каждое логопедическое занятие. С этой целью отлично подходят следующие упражнения.

«Играем в футбол». На столе устанавливаются два кубика – это ворота. В качестве мячика – небольшой ватный шарик. Задача ребёнка – вытянув губы трубочкой, на длинном выдохе дуть на мячик, загоняя его в ворота.

«Волшебные пузырьки». Перед ребёнком – стакан с водой и коктейльная трубочка. Для большего интереса в воду можно добавить любой пищевой краситель. Малыш дует в трубочку, создавая бурю из пузырьков в стакане.

«Снежинка на носу». В роли снежинки – маленький ватный шарик на кончике носа ребёнка. Задача – сдуть струёй воздуха ватку с приоткрытым ртом и кончиком язычка, закреплённым на верхней губе.

Мимическая гимнастика

Ещё один немаловажный этап в начале занятия, благодаря которому лицевые мышцы и артикуляционный аппарат ребёнка подготавливаются к дальнейшей работе. Все упражнения выполняются перед зеркалом.

Упражнение «Хомяк и рыбка». Ребёнок сначала сильно надувает щёки, показывая хомяка, после чего вытягивает вперёд губы трубочкой, как рыбка. Движения чередуются не менее 7-8 раз.

«Кошка пьёт молочко». Ребёнок язычком имитирует движения кошки, которая лакает молоко из блюдца.

«Удивлённый Аркаша и рассерженная Маша». Ребёнок сначала высоко поднимает брови, будто в удивлении, а затем их сильно хмурит, будто очень зол.

Упражнения на расслабление губ:

  • широко улыбнуться с протяжным и-и-и-и;
  • ритмичные движения плотно сомкнутыми губами то к правой, то к левой щеке;
  • движения сомкнутыми губами по кругу.

«Волшебник Николка лопатку превращает в иголку» – широкий расслабленный язык выкладывается на нижнюю губу в форме лопатки, а затем весь делается узким с острым кончиком, как иголочка.

Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше

После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:

Приготовила актриса

Тридцать три и три ириса.

Подарила все ириски

Грише, Мише и Бориске.

За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».

Морковку на терке растирает Артем.

Все бобрята — добрые ребята.

Протрубили в трубы трое трубачей.

Иришка — сестра Маришки.

Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.

Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:

Ворота, Варвара, отвори,

У двора дрова поколи.

Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:

Украл у Клары Карл кораллы,

А Клара украла у Карла кларнет.

Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:

Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.

Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.

Комплекс упражнений для органов речи

Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа

перед постановкой звука. Она проводится вигровой форме , чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.

Не пропустите: Нормы речи у детей старше 3 лет

Задания для улучшения подвижности губ

  • Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
  • Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
  • Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.

Задания для подвижности языка

  • Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.

  • Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
  • Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.

Упражнения помогают при слабом языке

, делая его более подвижным.

Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы

подбирают наиндивидуальных занятияхдля дошкольников логопеды и выдаютдомашние задания для работы в непринужденной обстановке с близкими.

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи:

  • СУ – СУ – СУ — погуляем мы в лесу
  • СУ – СУ – СУ — воздух свеженький в лесу
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ — лес нам надо охранять
  • РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ — высокие деревья
  • ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща
  • РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА — белая береза
  • ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы
  • ОЛ-ОЛ-ОЛ — у березы белый ствол
  • ХА – ХА – ХА — ветвистая ольха
  • ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — изогнутая елка
  • СИНА – СИНА – СИНА — вот дрожит осина
  • СИНА-СИНА-СИНА — дрожащая осина
  • НА-НА-НА — высокая сосна
  • СНА-СНА-СНА — пахучая сосна
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны
  • НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
  • БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
  • ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей
  • ХА – ХА – ХА — тонкая ольха
  • РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
  • УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
  • ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
  • СИНА – СИНА – СИНА — дрожащая осина
  • СНА – СНА – СНА — пахучая сосна
  • ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — колюченькая елка
  • БЫ – БЫ – БЫ — коренастые дубы
  • ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены
  • ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
  • ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя
  • ТВА – ТВА – ТВА — мягкая листва
  • ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем листья собирать
  • АЗУ – АЗУ – АЗУ — лист поставим в вазу
  • РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ — этот лист с березы
  • АНА – АНА – АНА – листики каштана
  • ШУ – ШУ – ШУ — листик с клена засушу
  • ВЫ – ВЫ – ВЫ — все деревья без листвы
  • ВЕР – ВЕР – ВЕР — из листиков ковер
  • РА – РА – РА – на стволе кора
  • ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
  • ИКА – ИКА – ИКА — поспевает голубика
  • ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ — аромат малины
  • ИКУ – ИКУ – ИКУ — ищем костянику
  • ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику
  • ИКУ – ИКУ – ИКУ — собираем землянику
  • ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА — на пеньке опята
  • ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги
  • ВИК – ВИК – ВИК — вырос боровик
  • ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА — мокрые маслята
  • БЫ – БЫ – БЫ — белые грибы
  • ОЙ – ОЙ – ОЙ — грибочек под сосной
  • ОР – ОР – ОР — конопатый мухомор
  • АНКА – АНКА – АНКА — бледная поганка
  • ОР – ОР – ОР — ядовитый мухомор
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — по лесу рыщут волки
  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — голодные волчата
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — убежали волки
  • РА – РА – РА — для волчат нора
  • СА – СА – СА — рыжая лиса
  • ТЫ – ТЫ – ТЫ — хвост пушистый у лисы
  • СУ – СУ – СУ — не боимся мы лису
  • СЕ – СЕ – СЕ — кушать хочется лисе
  • ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ — косолапые медведи
  • ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ — вот идет медведь
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — смешные медвежата
  • ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА — играют медвежата
  • БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы
  • АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ — трусоватый заяц
  • ЧАТА – ЧАТА — ЧАТА — глазастые зайчата
  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — трусливые зайчата
  • СУ – СУ – СУ — белочка живет в лесу
  • РЕХ – РЕХ — РЕХ — бельчонок грызет орех
  • ЛО – ЛО – ЛО — у белки теплое дупло
  • ЖИ – ЖИ – ЖИ — в траве бегают ежи
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — засыпают все ежата
  • ЖИ – ЖИ — ЖИ — колючие ежи
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — ищут гриб ежата
  • ЖУ – ЖУ – ЖУ — молока дадим ежу
  • ЖАТ – ЖАТ – ЖАТ – ежиха ищет ежат
  • ОСИ – ОСИ — ОСИ — по лесу бродят лоси
  • ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
  • ОЛЬ – ОЛЬ — ОЛЬ — лоси любят соль
  • СЯТА – СЯТА — СЯТА — длинноногие лосята
  • ГА – ГА — ГА — у лося есть рога
  • ЛЕНИ – ЛЕНИ — ЛЕНИ — гордые олени
  • ГА – ГА – ГА – у оленя большие рога
  • НЯТА – НЯТА – НЯТА — убегают оленята
  • ВУ – ВУ – ВУ – зубры жуют траву
  • СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята
  • РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
  • РОВ – РОВ – РОВ – хатка для бобров
  • РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – грациозные косули
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
  • ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
  • СЫ – СЫ – СЫ – мышонок боится лисы

Для чего нужны скороговорки

Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?

Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:

  • слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
  • беспрерывная «болтовня»;
  • недоразвитая дикция;
  • чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
  • громкий или тихий голос.

Почти все недостатки речи исправимы.

Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.

Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.

Особенности работы

Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.

Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:

  • взрослый проговаривает чистоговорку;
  • повторяют вместе с ребенком;
  • ребенок проговаривает ее самостоятельно.

Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.

Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.

Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.

Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.

Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.

Чистоговорки для детей на звуки

Чистоговорки для детей на звуки

Чистоговорки для детей на звуки:

  • Ам-ам-ам — каши тебе дам.
    Аша—аша—аша — вкусненькая каша.
    Аша—аша—аша — любит кашу Маша.
    Ам-ам-ам-ам — кушай кашу по утрам.
  • Барабан, баян и трубы,
    Балалайка, бубен, тубы.
    Мы играем, бьем, бренчим,
    Барабаним и трубим!
  • Вот Валюшка, вот Варюшка, вот ворона, вот ватрушка,
    Вот вагончик, вот варенье,
    Вот про «В» стихотворенье!
  • Кто у нас говорит – говорит?
    Целый час говорит – говорит?
    Целый день говорит – говорит?
    И когда идет, говорит – говорит?
  • Когда стоит — говорит – говорит?
    Когда сидит — говорит – говорит?
    Когда лежит — говорит – говорит?
    И когда бежит — говорит – говорит?
    Даже если ест — говорит,
    Даже если спит — говорит.
  • То не Петя говорит, говорит.
    То не мальчик говорит, говорит.
    То его язык говорит.
    Длинный розовый язык говорит.
  • Хоть болтать и не годится, говорить,
    Не могу остановиться, говорить.
  • Дятел, дятел — наш приятель
    Дуб долбит, как долотом.
    Помоги нам, дядя дятел,
    Для скворцов построить дом.
  • Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    В нашем доме этажи.
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Подо мной два этажа.
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Надо мной два этажа.
    Же-же-же, же-же-же
    На каком я этаже?
  • В звезде найдешь ты букву З,
    И в золоте, и в розе,
    В земле, алмазе, бирюзе,
    В заре, в зиме, в морозе.
  • Йог на гвозди лег,
    Позабыв, что он йог.
    Йог, помажься йодом,
    Снова станешь йогом!
  • Енот не станет есть, пока
    Его еда не мыта.
    Ему помощница – река
    Еду полощет, трет слегка,
    А после – ест досыта.
    Енот – любитель чистоты,
    Не мытого не ест… А ты?
  • Расскажи-ка, буква Ё,
    Как твое житье-бытье?
    Буква Ё дает отчет:
    Ничего житье течет.
    Я ударная всегда!
    Ой-ей-ей, вот это да!
  • Ялик с якорем у Яшки.
    Якорь даже на тельняшке.
    Моряк наш Яшка!
  • Юной Юлии хвала,
    Быстрой, юркой, как юла.
    А в июне и в июле
    Отдохнет на юге Юля.
  • Ключик, ключик, родничок, чистая волна!
    Чей-то круглый кулачок звонко бьет со дна.
  • Убежало, убежало, убежало молоко.
    Я с трудом его поймала, быть хозяйкой нелегко!
  • Мама купала в лохани малышку,
    Мылом, мочалкой мыла голышку.
    Около мамы Мила стояла,
    Теплой водой малыша обливала.
    Аллочка ласково вытрет младенца
    Теплым, лохматым, большим полотенцем.
  • Нарядили ножки
    В новые сапожки.
    Вы шагайте, ножки,
    Прямо по дорожке.
  • Нарисуй подъезд, портал,
    Парус, павильон, пенал,
    Постамент, плакат, планшет,
    Папку, поручни, пакет.
  • Страусы строят гнезда в сторонке.
    Странными смотрятся эти воронки.
    Ямы в песке роют быстро и просто
    Стройные птицы высокого роста.
  • Весит слон
    Триста тонн.
    Тонна – ушко,
    Тонна – ножка.
    Вот так крошка!
  • Филин со шкафа
    Фыркал жирафу:
    – Фу-фу,
    Пыль на шкафу!
  • Ходики ходят, они на ходу.
    Ходики встали — попали в беду.
  • Над кузницей, мельницей
    Вьется метелица,
    По лесу танцует,
    И по полю стелется.
    А зайцы метелицы не боятся,
    Под снегом танцуют и веселятся.
  • Моем, моем трубочиста
    чисто, чисто, чисто, чисто!
    Будет, будет трубочист
    чист, чист, чист, чист!
  • Дали Маше манной каши.
    Маше каша надоела.
    Маша кашу не доела.
    Маша, кашу доедай,
    маме не надоедай!
  • Два щенка щека к щеке
    щиплют щетку в уголке.
    Да у щетки половой
    палка есть над головой.
    Палка щелк щенков с плеча!
    Два щенка ушли ворча.

Стихотворения на звук Р

КРОТРа-ра-ра – роет крот нору с утра.Ро-ро-ро – у крота свое метро.Ру-ру-ру – любит крот свою нору.Ры-ры-ры – крот пророет 2 норы.

ИГРАРа-ра-ра – вот хорошая игра.Ру-ру-ру – поиграем мы в игру.Ро-ро-ро – поиграли, пьем ситро.Ры-ры-ры – трудно детям без игры.

НОРАРа-ра-ра – вот высокая гора.Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.Ро-ро-ро – тут оставлено перо.Ры-ры-ры – кто хозяин у норы?

МАКАРАр-ар-ар – на базар пошел Макар.Ор-ор-ор – он купил себе топор.Ыр-ыр-ыр – для хозяйки вкусный сыр.Ёр-ёр-ёр – дочке красочный ковер.Ир-ир-ир – а для бабушки – кефир.

КОТ МУР-МУРУр-ур-ур – у меня есть кот Мур-мур.Ыр-ыр-ыр – со стола украли сыр.Ры-ры-ры – не едят коты сыры.Ор-ор-ор – вороны сели на забор.Ыр-ыр-ыр – у вороны в клюве сыр.Рал-рал-рал – вот кто сыр украл.Ур-ур-ур – прогони ворон Мур-мур.

На праздничной рубашке Розы и ромашки.

Короед грызет кору,Прогрызает он дыру.

Спит сурок в просторной норке,У сурка нора на горке.

Рубят дроваДровосеки с утра.

Расскажи скороговоркуПро Петра и про Егорку.Пётр карабкается в гору,В гости Пётр спешит к Егору.

Жует поросенокМорковку спросонок.Барашек баранкуГрызет спозаранку.

Кормит ШурочкаПросом курочку.Кормит пеструшкуПросом из кружки.

Раскрываю я коробки:Тут – шурупы, тут отвертки.Я шурупы закручуИ братишку научу.

Чистоговорки для детей — лучшая подборка

Чистоговорки для детей — лучшая подборка

Чистоговорки для детей — лучшая подборка:

  • АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
  • АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады
  • ША – ША – ША — наша осень хороша
  • АТА – АТА – АТА — осень дарами богата
  • ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай
  • ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай
  • ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи
  • РУ – РУ – РУ — я колосья соберу
  • ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
  • ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
  • ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы
  • КА – КА – КА — белая мука
  • ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы
  • ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях
  • ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
  • ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха
  • НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры
  • РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
  • АХ – АХ – АХ – комбайны на полях
  • ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду
  • ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
  • УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты
  • АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
  • АД – АД – АД — вот фруктовый сад
  • ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
  • ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем
  • ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти
  • УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши
  • УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
  • ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
  • УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст
  • ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
  • АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду
  • АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
  • ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
  • ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
  • РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
  • ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
  • ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья
  • ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой
  • АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай
  • РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород
  • АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки
  • УК – УК – УК — собираем лук
  • ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы
  • ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры
  • ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
  • ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка
  • ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок
  • РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец
  • АН – АН – АН — спелый баклажан
  • СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
  • АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам
  • ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
  • АТ – АТ – АТ — из овощей салат
  • ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
  • ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
  • ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
  • ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
  • ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка
  • УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз
  • ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы

Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):

ПравдаПравыйПраздникПравильныйПравоПрадедПрактикаПрачка ПробкаПробаПродуктыПросоПростойПроводПродатьПроход ПрутПрутикПрудПружинаПрыгатьПрыжокПрыгунПрыгунья
ГрадГрачГрафГраммГранатГранатаГрамота ГраблиГрачатаГрафинГрафиняГрадусникГрадусыГраница ГромГрозаГрохотГромкийГрозныйГрузГрузить ГрубыйГрустныйГрузитьГрушаГруппаГрузовикГруздь ГрызунГрызтьОградаНаградаИграФотографияИгрушка
КраскаКрабКрапиваКранКрайКрасотаКрасный КротКровКровьКронаКрохаКроссКролик КругКрупаКрутитьКружитьКружокКрутоКрутой КрышкаКрытьКрысаКрышаКрышкаКрыльяКрым

Govorynchik

Произнеси звук Рь длительно на одном выдохе: рь-рь-рь…

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

три — тре — трё — трю — тря кри — кре — крё — крю — кря гри — гре — грё — грю — гря при — пре — прё — прю — пря бри — бре — брё — брю — бря дри — дре — дрё — дрю — дря

Повтори слова, где звук Рь находится в начале слова.

Ри: Рис, Рим, Рига, Римма; рисовать, ритм.

Ре: Река, репа, ремень, ребёнок, Регина, Ренат, ребята; редис, решетка, ребус, резать, редька, резина, резинка, ремонт, речь, резвый, репейник, редко, рейка.

Рю: рюшка, рюмка, рюкзак.

Ря: ряд, рябь, Ряба, рябина; рябчик, рябой.

Повтори слова, где звук Рь находится в середине слова.

Ри: парик, перина, Марина, Ирина, варить, мерить, верить, богатыри, токари, фонари, пахари, пекари, комарик, фонарик; мандарин, три, трибуна, грим, грива, гриб, гриф, прибой, привет, приёмник, бригада, брикет, бритва, брить, двери, буквари, старик, турист, курица, жарить, сухари, пескари, звери, снегири, пузыри, Борис, ирис, абрикос, прищепка, скрипка, Гриша, приз, приказ, каприз, пристань, принц.

Ре: дерево, берет, корень, табурет, орех, море, орехи, горетъ, берег; черепаха, варенье, деревня, третий, трепет, требовать, тревога, крем, креп, крепкий, креветка, кремень, гребенка, гренки, греметь, греть, предмет, бревно, дремать, древний, Андрей, огурец, перец, сирень, борец, треск, трезвон, треска, крепость, крестьянин, крестик, скрепка, гречка, брести, адрес, древесина, встреча, ястреб.

Рь: верьте, перья, серьги, зверьки.

Рё: хорёк; берёза, верёвка, вперёд, Серёжа, серёжки, черёмуха, матрёшка.

Рю: верю, парю, урюк, подарю, говорю, дарю; брюки, трюм, трюмо, крюк, брюква, крючок, жарю, спорю, бирюза, Андрюша.

Ря: наряд, нырять, буря, гиря, Варя, Боря, горят, моря, моряк, говорят, терять, варят, парят; отряд, тряпка, крякать, кряква, кряхтеть, грядка, прятки, пряник, прямо, прятать, упрямый, прясть, прядь, кудрявый, подряд, заря, горячий, зарядка, жарят, тряска, грязь, грязный, Брянск, зря.

Орь: Борька, горький, борьба, зорька.

Урь: хмурьте.

Повтори слова, где звук Рь находится в конце слова.

Арь: фонарь, токарь, пахарь, пекарь; сухарь, букварь, пескарь, январь, декабрь, янтарь.

Орь: хорь, Игорь; якорь.

Ырь: богатырь; пузырь, пустырь.

Ирь: снегирь, Сибирь, ширь.

Ерь: теперь; дверь,Тверь, зверь.

Ябрь-абрь: ноябрь, октябрь, декабрь; сентябрь.

Повтори словосочетания.

Прямой коридор, горькая редька, маринованные грибы, варёные креветки, редкий гребень, деревянная табуретка, крепкий орешек, кудрявая берёза, серебряная серёжка, варёный рис, рябая курица, старинная крепость.

По книге Е. Н. Спивак (Автоматизация звука Рь)