Раскраски на звук ж/ картинки на звук ж в словах, чистоговорках, рассказах

Оглавление

Чистоговорки на звук рь

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Ре-ре-ре — игры во дворе.
Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри — чисто говори.
Рю-рю-рю – ведро детям подарю.
Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю — рисую я зарю.
Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.
Ря-ря-ря — алая заря.
Ря-ря-ря – синие моря.

Чистоговорки на звук з

За-за-за — вот летает стрекоза.
За-за-за — вот летает стрекоза.
За-за-за – всюду волчьи глаза.
За-за-за – на лугу стоит коза.
За-за-за – надвигается гроза.
За-за-за — у куклы синие глаза.
За-за-за – убежала в лес коза.
За-за-за – уходи домой, коза.
За-за-за, за-за-за — залезает в сад коза.
За-за-за, за-за-за — здесь привязана коза.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.
Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зу-зу-зу — накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зу-зу-зу – у реки нашли козу.
Зу-зу-зу — я яблоко грызу.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу — отвязали мы козу.
Зы-зы-зы – крылья есть у стрекозы.
Зы-зы-зы — у меня две козы.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы — мало травки у козы.

Полезные советы:

Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Ж» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Ж».

Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
Далее переходим к изолированному произношению звука «Ж», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Ж» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам

Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие ребенка. Установка на занятие.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас мы потренируем язычок и выполним артикуляционную гимнастику. повторяй за мной. (Выполняются основные артикуляционные упражнения: «Лопаточка», «Качели», «Маляр», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Кто дальше загонит мяч».)

III. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Сейчас давай поиграем с нашими пальчиками и выполним пальчиковую гимнастику, которая называется «Мышка».

Исходное положение. Мизинец и указательный пальцы согнуты — это «ушки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после — двумя руками одновременно. во время выполнения упражнения, мы будем повторять чистоговорку:

Перед тем как хрумкать сушки, ты, мышонок, вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки, что крадется по дорожке.

IV. Сообщение темы занятия

(На стол выставляется игрушка Жука.)

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел Жук. Он говорит, что ему нужна наша помощь, и рассказывает такую историю.

На лесной опушке, неподалеку от зеленой рощи где он живет. Проходит среди насекомых конкурс на лучшего обитателя леса. Важным условием конкурса является умение правильно, красиво произносить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки со звуком , отгадывать загадки. Жук пришел к нам в надежде, что мы ему поможем. Именно сегодня на занятии мы будем учиться правильно, точно, красиво произносить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки со звуком , отгадывать загадки и конечно поможем Жуку всему научиться.

логопед: Поможем жуку? Повтори чистоговорки, четко проговаривая звук .

Жа-жа-жа — иголки у ежа.

Же-же-же — съем драже.

Жи-жи-жи — у меня ножи.

Жу-жу-жу — на лужок хожу.

Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.

Же-же-же — машина в гараже.

Жа-жа-жа — видел я моржа.

Жок-жок-жок — у меня флажок.

Логопед: Молодец, хорошо! Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково». Я буду бросать мяч, называя слово. Ты должен, поймав мяч, назвать слово ласково, красиво.Например: рог — рожок, флаг — флажок и т. д.

Коза — козочка, курица — курочка, календарь — календарик, песок-песочек, собака — собачка, квадрат — квадратик, утка — уточка.

Логопед: А теперь я предлагаю тебе отгадать загадки. (К словам отгадкам выставляются предметные картинки.)

Иголки лежали, лежали, да под пол убежали (ежик). У него на теле пятна, он высок невероятно. Превышает ростом шкаф, даже маленький. .(жираф) Низок, да колюч, сладок, да не пахуч Ягоду сорвешь — всю руку обдерешь (крыжовник).

Логопед: Молодец! Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Повтори за мной». Повтори цепочки слогов со звуком .

жа-жи-жу жи-жо-жа же-жу-жи жо-жу-же жи-жа-жо жо-жу-жи жу-жи-жа

Логопед: Молодец, очень хорошо. Жук очень благодарен тебе за помощь, теперь он станет лучшим обитателем леса. а за это он дарит тебе подарок.

Секреты успешной автоматизации

Чтобы автоматизация звука Ж проходила правильно, необходимо организовать процесс, опираясь на советы профессионалов. В первую очередь следует проверить, насколько отработана проблемная буква, как произносится в словах, предложениях, тексте. Для этого можно использовать различные упражнения по возрастам. У дошкольников логопеды советуют применять работу с карточками. Когда взрослый показывает малышу картинку, обозначающую предмет, профессию, явление природы, дошкольнику нужно угадать и произнести правильно слова (жук, жало, пожар, дождь и т. д.).

Младшим школьникам предлагают составлять слова из слогов, прочитать текст. Нравится ребятам игра в «Пропавший звук», когда в словах или тексте пропущена нужная буква. Если упражнение выполнено и произносится Ж с правильной артикуляционной позицией, можно приступать к автоматизации. У подростков проверить произношение можно, предлагая прочесть стихотворение, текст, чистоговорку, фразу. Взрослые еще до автоматизации должны правильно определять позицию Ж при произношении. Если возникают трудности с постановкой, лучше пройти курс логопедических занятий, что позволит самостоятельно заниматься закреплением.

Секрет успешной автоматизации состоит в выполнении артикуляционной разминки перед каждым занятием. Упражнения позволяют закрепить правильность произношения, разогреть речевой аппарат перед занятием. Использовать артикуляционную разминку нужно, опираясь на коррекцию отдельного звука.

  • «Блинчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прикасаясь к уголкам губ. Продержать в таком положении 10 секунд. Верхние зубы при выполнении упражнения должны быть видны.
  • «Маляр». Вытянутым языком, при широко открытом рте, провести сначала вверху рта, касаясь неба, после внизу, не выходя за пределы зубов.
  • «Парус». Поднять язык, закрепить за передними зубами сзади, расслабить, продержать 10 секунд.

Автоматизация звука Ж проходит по принципу от простого к сложному. Сначала необходимо закреплять звук отдельно от слогов и слов − изолированно, после переходить на слоги, слова, предложения, тексты, повседневную речь.

Во время работы нужно отвлекать ребенка от зацикленности на правильности произношения отдельного звука. Сделать это можно, если использовать в занятиях дополнительные методики:

  • элементы театрализации;
  • зрительные образы (наглядный материал);
  • биоэнергопластику (произнесение с одновременным движением рук);
  • тактильно-мышечные методы (включение пальчиковой гимнастики).

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы — есть хотят птенцы. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо. Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу. Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца! Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу! Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо. Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы! Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца – слушай сказку до конца. Цу-цу-цу – дело близится к концу. Цы-цы- цы – обрубаем все концы. Це-це-це – что узнаем мы в конце? Ец-ец-ец – зиме конец. Ец-ец – летит скворец. Ца-ца-ца – мы видели скворца. Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница. Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на звук х

Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.
Ах-ах-ах – я пишу о петухах.
Их-их-их – ветерок затих.
Их-их-их — дождик наконец затих.
Ох-ох-ох – во дворе переполох.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Ох-ох-ох — под ногами мягкий мох.
Ух-ух-ух – летит пух.
Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.
Ух-ух-ух — развалилась башня — бух!
Ух-ух-ух — ходит по двору петух.
Ха-ха-ха – два подрались петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха — на обед у нас уха.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе — соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Хи-хи-хи – драться любят петухи.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — дай попробовать ухи.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — не хочу такой ухи!
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Ху-ху-ху – двор в пуху.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ху-ху-ху — наварили мы уху.
Эх-эх-эх — в скорлупе лежит орех.

Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики

Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.

Артикуляционный метод

Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:

  • губы «хоботком» — немного вытянуты, округлены наружу;
  • язык «чашкой» — края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
  • «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
  • «помыли губки — почистили зубки» — языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.

При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.

Дыхательный способ

Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. «Ленточка» — губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
  2. «Осенний лист» — на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
  3. «Гейзер» — в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.

Подражательный метод

Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.

Так показывают произношение звука «Ж»:

  • артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
  • дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
  • голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.

Советы:

Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи:

  • СУ – СУ – СУ — погуляем мы в лесу
  • СУ – СУ – СУ — воздух свеженький в лесу
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ — лес нам надо охранять
  • РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ — высокие деревья
  • ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща
  • РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА — белая береза
  • ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы
  • ОЛ-ОЛ-ОЛ — у березы белый ствол
  • ХА – ХА – ХА — ветвистая ольха
  • ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — изогнутая елка
  • СИНА – СИНА – СИНА — вот дрожит осина
  • СИНА-СИНА-СИНА — дрожащая осина
  • НА-НА-НА — высокая сосна
  • СНА-СНА-СНА — пахучая сосна
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны
  • НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
  • БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
  • ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей
  • ХА – ХА – ХА — тонкая ольха
  • РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
  • УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
  • ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
  • СИНА – СИНА – СИНА — дрожащая осина
  • СНА – СНА – СНА — пахучая сосна
  • ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — колюченькая елка
  • БЫ – БЫ – БЫ — коренастые дубы
  • ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены
  • ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
  • ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя
  • ТВА – ТВА – ТВА — мягкая листва
  • ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем листья собирать
  • АЗУ – АЗУ – АЗУ — лист поставим в вазу
  • РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ — этот лист с березы
  • АНА – АНА – АНА – листики каштана
  • ШУ – ШУ – ШУ — листик с клена засушу
  • ВЫ – ВЫ – ВЫ — все деревья без листвы
  • ВЕР – ВЕР – ВЕР — из листиков ковер
  • РА – РА – РА – на стволе кора
  • ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
  • ИКА – ИКА – ИКА — поспевает голубика
  • ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ — аромат малины
  • ИКУ – ИКУ – ИКУ — ищем костянику
  • ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику
  • ИКУ – ИКУ – ИКУ — собираем землянику
  • ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА — на пеньке опята
  • ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги
  • ВИК – ВИК – ВИК — вырос боровик
  • ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА — мокрые маслята
  • БЫ – БЫ – БЫ — белые грибы
  • ОЙ – ОЙ – ОЙ — грибочек под сосной
  • ОР – ОР – ОР — конопатый мухомор
  • АНКА – АНКА – АНКА — бледная поганка
  • ОР – ОР – ОР — ядовитый мухомор
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — по лесу рыщут волки
  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — голодные волчата
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — убежали волки
  • РА – РА – РА — для волчат нора
  • СА – СА – СА — рыжая лиса
  • ТЫ – ТЫ – ТЫ — хвост пушистый у лисы
  • СУ – СУ – СУ — не боимся мы лису
  • СЕ – СЕ – СЕ — кушать хочется лисе
  • ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ — косолапые медведи
  • ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ — вот идет медведь
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — смешные медвежата
  • ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА — играют медвежата
  • БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы
  • АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ — трусоватый заяц
  • ЧАТА – ЧАТА — ЧАТА — глазастые зайчата
  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — трусливые зайчата
  • СУ – СУ – СУ — белочка живет в лесу
  • РЕХ – РЕХ — РЕХ — бельчонок грызет орех
  • ЛО – ЛО – ЛО — у белки теплое дупло
  • ЖИ – ЖИ – ЖИ — в траве бегают ежи
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — засыпают все ежата
  • ЖИ – ЖИ — ЖИ — колючие ежи
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — ищут гриб ежата
  • ЖУ – ЖУ – ЖУ — молока дадим ежу
  • ЖАТ – ЖАТ – ЖАТ – ежиха ищет ежат
  • ОСИ – ОСИ — ОСИ — по лесу бродят лоси
  • ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
  • ОЛЬ – ОЛЬ — ОЛЬ — лоси любят соль
  • СЯТА – СЯТА — СЯТА — длинноногие лосята
  • ГА – ГА — ГА — у лося есть рога
  • ЛЕНИ – ЛЕНИ — ЛЕНИ — гордые олени
  • ГА – ГА – ГА – у оленя большие рога
  • НЯТА – НЯТА – НЯТА — убегают оленята
  • ВУ – ВУ – ВУ – зубры жуют траву
  • СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята
  • РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
  • РОВ – РОВ – РОВ – хатка для бобров
  • РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – грациозные косули
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
  • ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
  • СЫ – СЫ – СЫ – мышонок боится лисы

Предложения для автоматизации звука Ж (речевой материал):

Жена положила в жаровню рыжики для жарки.Я уже ближе к коттеджу.Я вяжу муж желтый жакет.У Жанны был желтый жакет.Жулик жутко жульничает и лжёт.Доложи, как положено.Женя проживал этажом ниже.Ежонок бежит по лужайке.Ужи уже в луже.У Анжелы жемчужное ожерелье.Жук жужжит ж-ж-ж…Лыжник бежит по лыжне.Женя жуёт ежевику.Журавль кружит над лужей.Пижма пахнет нежно.Женин папа художник.Муж ждёт жену.Медвежонок жуёт жито.В желе нужно положить желатин.Монтажнику нужна ножовка.Ежегодно на рождество наряжают ёлку.У Жени живые ужи.Уж не может ужалить.Ежику нужен жук на ужин.У жилета нет манжет.У Жанны кожаный жакет.Женщина жуёт жвачку.Жанна и Жёня ужинают.Ежата ждут маму-ежиху.У Жанны бумажная жаба.Жучок жужжит над жасмином.Дружок сторожит жильё.На чужбине живется всё же хуже, чем дома.Я жую жвачку.Выражу общее желание жить дружно.Мне нужна желтая книжонка.Жора нажимает на наждак.Жора работает журналистом в журнале.Я жду рождения ежонка.Пожарник бежит на пожар.У пижамы нет манжет.Жуки жужжат над пижмой.Женя и Жора живут дружно.Мне можно работать ножовкой.Пожарные дружно бежали к пожарным машинам.Ежи жили у подножья горы.Жук под оранжевым абажуром жужжал и жужжал.Жердь укрепили булыжником.Жетоны положили в бумажные мешки.Мы были вынуждены ждать решения жюри.Жаба жила-поживала в жидкой луже.Ждать да догонять — нет хуже.Живем да хлеб жуем.Жизнь прожить — не поле перейти.Не до жиру — быть бы живу.Жара рождает ветер, прохлада — дожди.Бежит, как на пожар.Жить-поживать да добра наживать.Дружба дружбой, а служба службой.У ежа ежата, у ужа ужата.Живи да не тужи.Не живут ужи, где живут ежи.Не живут ежи, где живут ужи.У ежа ежата, у ужа ужата.

Чистоговорки для детей — лучшая подборка

Чистоговорки для детей — лучшая подборка

Чистоговорки для детей — лучшая подборка:

  • АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
  • АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады
  • ША – ША – ША — наша осень хороша
  • АТА – АТА – АТА — осень дарами богата
  • ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай
  • ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай
  • ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи
  • РУ – РУ – РУ — я колосья соберу
  • ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
  • ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
  • ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы
  • КА – КА – КА — белая мука
  • ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы
  • ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях
  • ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
  • ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха
  • НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры
  • РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
  • АХ – АХ – АХ – комбайны на полях
  • ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду
  • ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
  • УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты
  • АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
  • АД – АД – АД — вот фруктовый сад
  • ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
  • ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем
  • ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти
  • УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши
  • УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
  • ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
  • УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст
  • ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
  • АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду
  • АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
  • ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
  • ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
  • РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
  • ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
  • ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья
  • ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой
  • АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай
  • РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород
  • АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки
  • УК – УК – УК — собираем лук
  • ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы
  • ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры
  • ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
  • ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка
  • ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок
  • РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец
  • АН – АН – АН — спелый баклажан
  • СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
  • АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам
  • ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
  • АТ – АТ – АТ — из овощей салат
  • ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
  • ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
  • ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
  • ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
  • ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка
  • УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз
  • ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы

Особенности работы

Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.

Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:

  • взрослый проговаривает чистоговорку;
  • повторяют вместе с ребенком;
  • ребенок проговаривает ее самостоятельно.

Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.

Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.

Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.

Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.

Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.

Автоматизация звука «Ж» в рассказах:

Рассмотрите с ребенком картинку, задавая вопросы. Старайтесь, чтоб малыш отвечал полными предложениями. Напоминайте ему, что звук «Ж» нужно говорить правильно ( губы округлены и слегка вытянуты вперед). Если ребенку трудно составить предложения — предлагайте повторять за вами. После раскрашивания проговорите текст еще раз. Придумывайте свои варианты! Это увлекательно!

Раскраски на звук «Ж»/ Картинки на звук «Ж» вс ловах, чистоговорках, рассказах станут одним из этапов в автоматизации данного звука. Картинки для раскрашивания сами по себе увлекают малышей. Здесь же они несут еще и дополнительную образовательную нагрузку.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация шипящих звуков
  5. Автоматизация свистящих звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры
  9. Презентации

Всем успехов и позитивного настроения!!!

Почему некоторым детям трудно произносить звук «Ж»?

Существует ряд физиологических причин, по которым некоторым детям сложно произносить звук «Ж»:

  1. Патологии строения челюстей, приводящие к формированию неправильного прикуса. Среди них прогения (нижняя челюсть выступает вперед), прогнатия (верхняя выдается вперед). Также привести к нарушению звукопроизношения может закрытый прикус, когда при смыкании челюстей нижних зубов невидно, то есть их целиком перекрывают верхние.
  2. Неправильная работа языковой мышцы. Здесь отмечают чрезмерное напряжение задней части спинки языка и вялость передней.
  3. Проблемы со слухом. Это может быть общее снижение слуха или нарушение фонематического (звукового) слуха.
  4. Патологии голосовых связок.

Помимо физиологических есть также внешние причины, которые могут повлиять на формирование ошибочного звукопроизношения «Ж». Среди них:

  • орфоэпические ошибки окружающих. Если кто-то из родственников или друзей неправильно произносит этот звук, появляется большая вероятность того, что ребенок будет говорить его так же. Например, в детском саду дети часто перенимают друг у друга дефекты речи;
  • повторение взрослыми неправильно сказанных слов. Многие родители вместо того, чтобы поправлять ошибочное произношение, начинают в шутку повторять сказанное малышом. В итоге ребенок не видит своих ошибок, а замечает только умиление взрослых после того, что говорит. Это приводит к дальнейшим проблемам со звукопроизношением.