Скороговорки для автоматизации звука ш при помощи мнемодорожек

Оглавление

Игры со скороговорками:

  • Скороговорки — это веселая игра, поэтому играйте в них, делайте разнообразнее. Это могут быть следующие варианты:
  • Найди в скороговорке слова со звуком «Ш»;
  • Найди слова, где в скороговорке звук «Ш» стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова;
  • Придумай свое смешное предложение с этим словом;
  • Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
  • Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
  • Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
  • Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);

Автоматизация звука Ш в скороговорках при момощи мнемодорожек поможет:

Научить ребенка произносить звук «Ш» в «трудном тексте», а значит улучшит дикцию и качество разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово

Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов В шкафу, малыши воспринимают как одно слово ВШКАФУ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.

Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Речевой материал:

На опушке

Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках — букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши.

Шахматы и мыши

Два мышонка шумели и шутили на опушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, ни шёпота. Увлекли мышат шахматы.

Шуба для Пушка

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит: «Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит».

Хорошо в деревне

Хорошо летом в деревне. Проснулись Машенька с бабушкой пораньше, взяли лукошки и пошли в лес. Хорошо дышится свежим воздухом. Вышли бабушка с Машенькой на опушку. Бабушка присела отдохнуть, а Машенька наблюдала за пташками и слушала кукушку. Радуется Машенька: хочешь, рвёшь ромашки и плетёшь венки, хочешь, ловишь бабочек или просто лежишь на травке!

Пушинка

Нашу кошку зовут Пушинка. Дедушка назвал её так за пушистую шёрстку. Красивая у нас кошка, но непослушная. Раз пришла бабушка с рынка и принесла в кувшине сметану. Пушинка учуяла сметану. Когда бабушка ушла с кухни, Пушинка запрыгнула на большой стол и съела всю сметану.

Плюшевый мишка

У Алёши есть плюшевый мишка. У мишки гладкая бархатистая шкурка, а ушки на макушке. Дедушка купил Алёше большую машину. Алёша катал мишку в кузове. А потом решил: пусть будет мишка шофёром. И теперь мишка ездит в кабине.

Маша и Наташа

Наша Наташа — школьница. В этом году она пошла в первый класс. А Маша младше Наташи. Но Маша умеет шить. Швейную машину Маше подарил дедушка Паша. А бабушка Даша подарила Маше шкатулку. В шкатулке у Маши хранятся иголки, нитки, шпульки и катушки.

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи

Картотека чистоговорок для детей — для развития речи:

  • СУ – СУ – СУ — погуляем мы в лесу
  • СУ – СУ – СУ — воздух свеженький в лесу
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ — лес нам надо охранять
  • РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ — высокие деревья
  • ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща
  • РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА — белая береза
  • ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы
  • ОЛ-ОЛ-ОЛ — у березы белый ствол
  • ХА – ХА – ХА — ветвистая ольха
  • ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — изогнутая елка
  • СИНА – СИНА – СИНА — вот дрожит осина
  • СИНА-СИНА-СИНА — дрожащая осина
  • НА-НА-НА — высокая сосна
  • СНА-СНА-СНА — пахучая сосна
  • СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны
  • НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
  • БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
  • ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей
  • ХА – ХА – ХА — тонкая ольха
  • РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
  • УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
  • ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
  • СИНА – СИНА – СИНА — дрожащая осина
  • СНА – СНА – СНА — пахучая сосна
  • ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — колюченькая елка
  • БЫ – БЫ – БЫ — коренастые дубы
  • ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены
  • ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
  • ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя
  • ТВА – ТВА – ТВА — мягкая листва
  • ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем листья собирать
  • АЗУ – АЗУ – АЗУ — лист поставим в вазу
  • РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ — этот лист с березы
  • АНА – АНА – АНА – листики каштана
  • ШУ – ШУ – ШУ — листик с клена засушу
  • ВЫ – ВЫ – ВЫ — все деревья без листвы
  • ВЕР – ВЕР – ВЕР — из листиков ковер
  • РА – РА – РА – на стволе кора
  • ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
  • ИКА – ИКА – ИКА — поспевает голубика
  • ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ — аромат малины
  • ИКУ – ИКУ – ИКУ — ищем костянику
  • ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику
  • ИКУ – ИКУ – ИКУ — собираем землянику
  • ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА — на пеньке опята
  • ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги
  • ВИК – ВИК – ВИК — вырос боровик
  • ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА — мокрые маслята
  • БЫ – БЫ – БЫ — белые грибы
  • ОЙ – ОЙ – ОЙ — грибочек под сосной
  • ОР – ОР – ОР — конопатый мухомор
  • АНКА – АНКА – АНКА — бледная поганка
  • ОР – ОР – ОР — ядовитый мухомор
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — по лесу рыщут волки
  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — голодные волчата
  • ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — убежали волки
  • РА – РА – РА — для волчат нора
  • СА – СА – СА — рыжая лиса
  • ТЫ – ТЫ – ТЫ — хвост пушистый у лисы
  • СУ – СУ – СУ — не боимся мы лису
  • СЕ – СЕ – СЕ — кушать хочется лисе
  • ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ — косолапые медведи
  • ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ — вот идет медведь
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — смешные медвежата
  • ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА — играют медвежата
  • БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы
  • АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ — трусоватый заяц
  • ЧАТА – ЧАТА — ЧАТА — глазастые зайчата
  • ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — трусливые зайчата
  • СУ – СУ – СУ — белочка живет в лесу
  • РЕХ – РЕХ — РЕХ — бельчонок грызет орех
  • ЛО – ЛО – ЛО — у белки теплое дупло
  • ЖИ – ЖИ – ЖИ — в траве бегают ежи
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — засыпают все ежата
  • ЖИ – ЖИ — ЖИ — колючие ежи
  • ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — ищут гриб ежата
  • ЖУ – ЖУ – ЖУ — молока дадим ежу
  • ЖАТ – ЖАТ – ЖАТ – ежиха ищет ежат
  • ОСИ – ОСИ — ОСИ — по лесу бродят лоси
  • ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
  • ОЛЬ – ОЛЬ — ОЛЬ — лоси любят соль
  • СЯТА – СЯТА — СЯТА — длинноногие лосята
  • ГА – ГА — ГА — у лося есть рога
  • ЛЕНИ – ЛЕНИ — ЛЕНИ — гордые олени
  • ГА – ГА – ГА – у оленя большие рога
  • НЯТА – НЯТА – НЯТА — убегают оленята
  • ВУ – ВУ – ВУ – зубры жуют траву
  • СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята
  • РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
  • РОВ – РОВ – РОВ – хатка для бобров
  • РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – грациозные косули
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
  • ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
  • СЫ – СЫ – СЫ – мышонок боится лисы

Как играть в «Улитку»:

В комплекте собрано 5 «Улиток» : две «Улитки» , где звук «Ш» стоит в начале слова; две улитки, где звук «Ш» стоит в середине слова; одна улитка, где звук «Ш» стоит в трех позициях ( в начале, в середине и конце слов).
Сначала нужно распечатать и желательно заламинировать материал. Так он прослужит Вам дольше.
Берете «Улитку» для автоматизации звука «Ш» в начале слова или в позиции, в которой ребенку легче произносить этот звук. Ставите пальчик ребенка в центр с буквой Ш и начинаете вести по спирали, называя слова. Для вашего удобства слова подписаны

Вы их также можете распечатать.
Такое занятия позволяет ребенку не только называть слова, но и работать пальчиками, что немаловажно для развития речи. Это развивает мелкую моторику и координацию рук

Пальчики при этом можно менять: указательный, средний, безымянный, мизинец. Также можно менять правую и левую руку.
Если «Улитки» распечатать и заламинировать, то на них можно рисовать фломастерами, затем стирать влажной салфеткой и использовать снова.
Если у вас нет возможности распечатать можно заниматься онлайн в компьютере, ноутбуке или планшете.

Улитка на автоматизацию звука «Ш» в начале слова:

Шапка, шакал, шаг,шило, шалун, шалфей, шайка, шайба, шалаш, шаман, шарф, шарманка, шашки, шахта, шар, шахтер, шатер, шахматы, шарф, шуба, шут, шоколад, шах, шашлык, шофер, шина, шимпанзе,шатун, шорты, шумовка,шишка, шинель.

Улитка со звуком «Ш» в начале слова со стечением согласных:

Шпилька, шпага, шлюпка, шпулька, шприц,шнурок, шпалы, шлепки, шпагат, шляпа, шланг, шлагбаум, шлемофон, штамп, штора, шлем, шмель, штопор, штукатур, штанга, швея, штаны, шпинат, школа.

Улитка со звуком «Ш» в середине слова:

Кашалот, каша, клавиши, афиша, мышата, лошадка, тушенка, мешок, лягушата, петушок. мышонок, капюшон, лягушонок, малыши, ошейник, машинист, горошек, машина, кошелек, мишень, лукошко, мыши, пешеход.

Улитка со звуком «Ш» в середине слова в стечении согласных:

Каштан, Золушка, кошка, мартышка, катушка, мурашки. пустышка. пешка, мишка, пушка, погремушка, чебурашка, клюшка, перышко, кукушка, лягушка, чашка, шишка, тушканчик, вишни, кувшин, башня, бабушка, рубашка, подушка, матрешка.

Улитка со звуком «Ш» в словах (в начале, в середине, в конце):

Карандаш, шапка, шлем, ландыш, шляпа, малыш, камыш, шашки, мышка, финиш, шнурок, мишка, шайба, шлепанцы, шмель, шина, шатун, ковш, шинель, шуба, штаны, шоколад, мешок, пушка, штанга, машина, кошелек, душ, лягушонок, шар, ошейник, кошка, шишка, лошадка.

«Улитки» на звук «Ш» . Игровое упражнение на автоматизацию звука «Ш» в словах будет интересно и полезно как малышам , так и взрослым.

На нашем сайте Вы также найдете много другого интересного материала.

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап — раздается храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый поп. Оп-оп-оп — нажимаем стоп. По-по-по — наш трамвай идет в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.

— П! – мы губы сложим вместе. — П! – мы выдохнем порезче! — П, П, П! – пыхтим мы глухо, Нету голоса у звука!

– П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход…

Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила.

Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я.

Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:

1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шоша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши

аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — ешаш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш

2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШИ»У- …; мы- …; гало- …; камы- …;каранда- …; гру- …; кры- …; малы- …;

3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ША»Ма- …; Да- …; Алё- …; Ната- …;Гри- …; гру-…; кры- …; ни- …; лап- …;

4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШКА»Пу- …; мо- …; поду- …; вы- …;лягу- …; бабу- …; деду- …; игру- …;

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука проводим 2-3 упражнения .
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук . Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления .
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Полезные советы:

Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Ш» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Ш».

Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Ш», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Ш» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам

Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща — в дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу-щу — зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще-ще — буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё-щё — и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — будем мы готовить борщ. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нету свеклы для борща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — приготовим лучше щи. Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я капусту поищу. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — не клади в кастрюлю хвощ! Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я морковку поищу. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — брат принес домой леща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. — Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Удачи вам в звукопроизношении!

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Ранее мы рассматривали, как научить ребенка говорить букву «Р». Если в этом вы достигли успеха, то можно использовать и этот звук. Часто ребенок отлично выговаривает звук «Р», но затрудняется с «Ш». Поэтому попросите его прошептать «Р». Результат вас удивит.

Также постановку «Ш» можно осуществлять на основании звука «С». Попросите ребенка произнести его, приподнимая край языка ложечкой до тех пор, пока между языком и небом не образуется необходимая щель.

Если вы добились желаемого результата, то пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. При этом напоминайте, чтобы язык был немного приподнят. Если не получилось, то возвращайтесь к фокусу с ложкой.

Как только изолированный звук закреплен можно дальше переходить к словам и предложениям с «Ш» в различных позициях. Для этого подойдут различные скороговорки на букву «Ш» или различные логопедические слова

Важно закреплять результаты. Простейшим способом является внедрение «Ш» в обыденную речь как можно чаще

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Раскраски на звук Ш. Автоматизация звука Ш в текстах:

Рассмотрите с ребенком картинку, задавая вопросы. Старайтесь, чтоб малыш отвечал полными предложениями. Напоминайте ему, что звук «Ш» нужно говорить правильно ( губы округлены и слегка вытянуты вперед). Если ребенку трудно составить предложения — предлагайте повторять за вами. После раскрашивания проговорите текст еще раз.

Придумывайте свои варианты! Это увлекательно!

Раскраски на звуко «Ш» станут одним из этапов в автоматизации данного звука. Раскраски сами по себе увлекают малышей. Здесь они несут еще и дополнительную образовательную нагрузку. Раскраски на автоматизацию звука «Ш» в словах, чистоговорках, текстах помогут не только ввести звук в речь, но и разовьют пальчики малыша.

Вам также будет интересно:

  1. С
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация звука Л
  4. Дифференциация звуков
  5. Автоматизация свистящих звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,Губки плавно округлили.Закрывать их нам нельзя,Бублик выпадет тогда.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,Нашу лодку мчит, куда?1, 2, 3, 4, 5.Кто тут сможет угадать?

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,Чаю мы себе нальем,Сладкий чай мы будем питьА потом посуду мыть.

Песенки для автоматизации звука ш

Я решила сделать небольшое дополнение к статье Елены. Я очень люблю музыку, и поэтому всегда люблю петь с детьми на своих занятиях. Дети с удовольствием в песнях много раз повторяют слова с нужным звуком. Поэтому я подобрала для Вас и Ваших детишек простые песенки со звуком Ш.

Начните с песенок, в которых нужно произнести только слоги со звуком ш. Далее используйте песенки со словами, в которых есть звук Ш. Пусть малыш договаривает -подпевает эти слова из текста. И когда он уже будет достаточно хорошо говорить звук Ш ,можно использовать скороговорки или сложные песенки (например, песенку «Лошадки»).

Песенка «Лошадки»

В песенке мы автоматизируем правильное произношение звука Ш во фразах.

Песенка — чистоговорка для автоматизации правильного произношения звука Ш в слогах

Ши-ши-ши-ши, как конфетки хороши,Шо-шо, шо-шо, мойте ручки хорошо,Шу-шу, шу-шу, я к столу вас приглашу,Ша-ша,ша- ша будем кушать не спеша.

Причины

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Физиологические факторы

Ребенка можно легко разговорить, но не всегда он правильно произносит все звуки. С шипящими проблемы могут возникать из-за укороченной подъязычной связки.

Иногда проблемы возникают из-за разросшихся аденоидов. В таком случае у дошкольника отмечаются проблемы с дыханием.

В тяжелых случаях ребенок совсем не может дышать носом и приоткрывает рот

Проговаривать неправильно звуки малыш может из-за минимальной мозговой дисфункции. В таком случае отмечаются проблемы с поднятием кончика языка, переключения с позы на позу затруднено.

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

Звук ш в словосочетаниях.

Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Стихи:

Чистоговорки:

Игры на закрепление звука

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

«Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

 «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

«Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Мимическая гимнастика

Занятия начинают с особой артикуляционной гимнастики, которая подготовит речевой аппарат к проведению упражнений, расслабит мышцы лица.

Мимическая гимнастика включает в себя следующие упражнения:

  1. Двигать губами вправо-влево, разминая лицевую мускулатуру. Выполнить пять раз в одну и другую сторону, отдохнуть, повторить ещё четыре раза.
  2. Попеременно надувать щеки, повторяя упражнение пять раз с недолгим отдыхом.
  3. Хмурить брови, надувать губы делая обиженное, капризное лицо. Практиковать злое выражение лица поджимая губы. Делать удивленное выражение поднимая брови вверх. Повторять каждое упражнение четыре-пять раз.
  4. Быстрое моргание чередовать со спокойным, расслабленным открыванием-закрыванием глаз.
  5. Обводить контур губ языком, словно облизывая остатки варенья, мороженного на лице.
  6. Корчить рожи, делать смешное выражение лица, складывать губы «уточкой».

Каждое упражнение можно сопровождать стихотворной рифмой, занимательным рассказом. Таким образом ребенок будет не только развивать мимику, но и тренировать речь, память.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

«Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

“Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

«Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

«Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

«Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

“Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Возможные отклонения

Возможные отклонения:

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями

Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся — не поймали карася. Се-се-се, се-се-се — карасей ловили все. Си-си-си, си-си-си — в водоеме караси. Ся-ся-ся, ся-ся-ся — вот поймать бы карася! Са-са-са, са-са-са — ой-ой-ой летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы — не боимся мы осы! Су-су-су, су-су-су — видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы — мы не видели осы. Са-са-са, са-са-са — отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса. Су-су-су: не боимся мы осу. Сы-сы-сы: жало остро у осы. Се-се-се: киселя дадим осе.

Сказала со смехом соседке синица: — Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце – золотое донце. Солнце – солнышко свети. Солнце – солнышко гори.

Пёс лису учуять смог — Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок — Сала дали псу кусок.

Особенности работы

Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.

Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:

  • взрослый проговаривает чистоговорку;
  • повторяют вместе с ребенком;
  • ребенок проговаривает ее самостоятельно.

Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.

Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.

Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.

Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.

Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.

Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):

Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.

Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.

Шрам, шрапнель, шрифт.

Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.