Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста
Ай, Ванька-дружок,
Ай, Ванька-дружок,
Подкуй сапожок!
А мне некогда ковать,
Надо мост мостить,
Серебром гвоздить.
А по городу вода разливается,
А царь на коне разъезжается,
А царица над окном наряжается,
А цареночек в люлечке качается!
Ай, качи-качи-качи!
Ай, качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи
С пылу, с жару из печи!
С пылу, с жару из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися
Ба-ра-а-а-ночки!
Ай, не плачь, не плачь, не плачь
Ай, не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать —
Куплю худой лапоть!
Ах ты, моя деточка
Ах ты, моя деточка,
Золотая кветочка,
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка.
Бай, бай, бай, бай
Бай, бай, бай, бай,
Поскорее засыпай.
Иди, котик, на Торжок,
Купи, котик, пирожок —
Да сладенький,
Да румяненький.
Надо Оленьке отдать,
Оля съест и будет спать.
Бежала лесочком
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
А что в кузовочке?
Лесные грибочки,
Грибочки — груздочки
Для сына, для дочки.
Дождик, дождик, пуще
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.
Заяц Егорка
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
Идет Бай по стене
Идет Бай по стене,
Несет короб на спине.
В коробе сапожки —
Ване на ножки,
Топать по дорожке.
Из-за леса, из-за гор
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
Куй, куй чеботок
Куй, куй чеботок,
Подай, Ваня, молоток!
Не подашь молоток,
Не подкуешь чеботок!
Наша Маша маленька
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Наши уточки с утра
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам сгюет: «Ку-ка-ре-ку!»
Ну-ка, милый пастушок
Ну-ка, милый пастушок.
Ты спеши-ка на лужок,
Там Буренка лежит,
На теляток глядит.
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашу варить,
Деток кашей кормить.
Ночь пришла
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай…
Огуречик, огуречик!
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик —
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Ой, заинька, по сеничкам
Ой, заинька, по сеничкам
Беги, беги, беги!
Ой, серенький, по новеньким
Скачи, скачи, скачи!
Ой, некуда заиньке
Выбежати.
Да некуда серому
Выскакати.
Ой, были трое
Ворота,
Да все призаперты
Стоят.
Призаперты да
Все призамкнуты.
Ой, матушка пришла,
Ворота отперла.
Ой, выпустила заиньку
На улицу.
Поехали, поехали
Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам.
В ямку — бух!
Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо деточке снесть?
Я и сам укушу
Да и деточке снесу.
Привяжу я козлика
Привяжу я козлика
К белой березке.
Привяжу рогатого
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая береза,
Стой, не качайся.
Солнышко-ведрышко
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Сорока, сорока
— Сорока, сорока,
Где была?
— Далеко:
В лесу на опушке.
На попрядушке.
Кашу варила,
На порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному — ложечку,
Другому—ложечку,
А третьему—целую поварежечку!
Травка-муравка
Травка—муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки — за капустку,
Мышки — за корку,
Ребятки — за молоко.
У Ален ни в гостях
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курица в сережках.
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке.
Уж я Танюшке пирог испеку
Уж я Танюшке пирог испеку,
Уж я внученьке — румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Моя внученька бедовая!
Чики, чики, кички
Чики, чики, кички,
Березовые лычки.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели —
Все люди глядели.
Как они садились —
Все на них дивились.
Ход НОД
Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами.
Воспитатель:
«Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят,
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят.
Вот проснулись, потянулись,
И друг другу улыбнулись.»
(Показываю солнышко на палочке.)
Воспитатель. Смотрите, и солнышко проснулось!Давайте солнышку скажем:
«Солнышко – ведрышко, посвети немножко!
Будут деточки играть, будут деточки гулять!»
(рассказывают вместе.)
Воспитатель (берет сапожки на леске.) Ребятки, что это? (ответы детей.) Какие красивые сапожки! (даю возможность потрогать сапожки.) Чьи же это сапожки? Кто их потерял? Вы потеряли? (ответы.) И я не теряла. (передвигаю сапожки.) Смотрите, сапожки куда – то пошли. Наверное, ножки искать. Давайте и мы походим.
«Большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки идут по дорожке.»
(дети выполняют движения.)
Воспитатель. Ой, кто это там сидит? Какая кошка! Мягкая, пушистая! (даю возможность погладить.) Может быть это кошкины сапожки? Нет, кошка сапожки не носит. Тогда попросим кошечку нас пропустить.
«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наши деточки пойдут,
Через киску упадут.»
Воспитатель. Не уходит киска, нужно ее угостить чем – нибудь. Что кошечка любит кушать? (ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям положить на тарелочку рыбку и угостить кошку.
Воспитатель.Скажите: «Угощайся, киска! А теперь ложись, киска, на коврик, отдыхай.» (около часов стелю маленький коврик.)
Воспитатель. Ребятки, я слышу кто – то пищит. (звучит аудиозапись мышиного писка.) Смотрите, норка чья – то. (около норки сидит игрушечная мышка.) Наверное, мышка поиграть хочет.
Игра «Вышли мыши как – то раз…» (дети произносят слова потешки и выполняют движения.)
Воспитатель. Ребята, сапожки снова куда – то пошли. Нужно помочь сапожкам найти ножки. (дети идут за сапожками и находят большую куклу.)
Воспитатель. Посмотрите, ребятки, на ножках куколки есть сапожки? (ответ.) Вот чьи сапожки у нас гуляют! Давайте обуем куколку.Будем куколку обувать и стихотворение рассказывать: «Вот они, сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки.» Ай, да мы, молодцы! Помогли сапожкам ножки найти.
Приложение Д
Картотека потешек
(представлена в виде лэпбука)
Стихи потешки с движениями для детей 1-3 лет
Мишка косолапый
Мишка косолапый
По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка —
Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ.
(топаем ногой)
Зайки
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(Бежим на месте)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок,
(Приседаем)
Роют лапкой корешок.
(Показываем ручкой, как роют зайки)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Снова поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)
Читай также: Веселые потешки о животных: как мышка хлеб искала
Ход игрового занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла. (показываю сундучок.) Давайте посмотрим, что в сундучке лежит. (достаю теремок.)
Воспитатель. Какой теремок красивый! А хотите, я вам сказку про теремок покажу? (показываю сказку «Теремок» с помощью настольного театра.)
Воспитатель. Сломался теремок. Давайте построим новый теремок для зверей из наших самых больших кубиков. Вот, один кубик я приготовила, а вы остальные принесите. (дети не находят в группе кубиков.)
Воспитатель. Ничего, ребята, сейчас мы попробуем кубики найти. (Воспитатель надевает на руку перчатку «мышку».)
Воспитатель. Смотрите, мышка прибежала.
— Мышка, помоги нам кубики найти, мы теремок хотим построить.
— Помогу. А вы мне поможете? У меня есть мешочек, в нем что-то лежит. Давайте вместе посмотрим.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди достают из мешочка сказочных героев и называют их. (колобок, петушок, курочка – ряба, козочка.)
— Спасибо, ребята! А теперь пойдем вместе, поищем зверей, которые из сломанного теремка убежали, и они нам покажут, где кубики найти. (дети проходят полосу препятствий: шагают «с кочки на кочку», пролезают воротики и подходят к сухому бассейну.)
— Ребята, вы в бассейн заберитесь и посмотрите, кто там спрятался. (дети находят в бассейне героев сказки «Теремок».)
Воспитатель. Мышка, мы всех твоих друзей нашли. Покажи нам, пожалуйста, где кубики лежат. (мышка показывает где спрятаны кубики. Дети с воспитателем строят теремок и заселяют туда зверей. Звери благодарят детей. Игра продолжается по замыслу ребят.)
Приложение В
Баю – баюшки – баю (знакомство детей с жанром колыбельной песни)
Цель – продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
Задачи:
• познакомить детей с жанром колыбельной песни;
• развивать речевую активность;
• обогащать словарный запас;
• развивать слуховое восприятие;
• вызвать положительный отклик на колыбельные песни и желание заботиться о других.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр, сюжетные игры с куклами.
Оборудование: куклы для каждого ребенка, колыбелька, игрушки котик и петушок, аудиозапись колыбельной песни и детского плача, кукольная посуда.
Ход игры.
Воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Проходите ко мне в гости. Я хочу познакомить вас с моей куколкой. Вот она, Маша, куколка наша. (слышится плач.)
Воспитатель. Машенька, не плачь, куплю тебе калач! (плачет.) Ребята, давайте вместе Машеньку успокоим. (повторяют слова потешки, слышится плач.)
Воспитатель. Плачет, может быть спать хочет? Попробую Машеньку покачать. (качает, слышен плач.) Никак не успокоить. Давайте, котика позовем.
Воспитатель и дети (повторяют вместе.):
«Уж, ты, котенка-коток,
Котя – серенький лобок.
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.» (плачет.)
Воспитатель. Кого же еще позвать? (берет игрушку петушка.)
— Ку –ка – ре- ку! Кто это плачет? Что случилось? (дети рассказывают.)
Петушок. Я знаю, что делать. Посмотрите, что я вам принес (показывает колыбельку.)
Воспитатель. Спасибо, петушок! Какую хорошую кроватку нам петушок принес! Она может качаться. Кроватка называется колыбелька. В колыбельке мягкая перинка, мягкая подушечка, теплое одеяльце. Давайте положим Машеньку спать. (Проговариваем: «Ложись, Машенька, спать на мягкую подушечку, под теплое одеяльце.)
Воспитатель. Давайте вместе с Машенькой послушаем колыбельную песенку. (в записи «Спать не хочет бурый мишка».)
Воспитатель. Вот какая хорошая песенка! Кажется, Машенька уснула. Пока она спит,давайте с пальчиками поиграем:
«Этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул, этот пальчик уж уснул,
Этот крепко – крепко спит.
Тише – тише, не шумите, наши пальцы не будите.»
(Слышится плач.)
Воспитатель. Кто же это опять заплакал? Это же наши куколки заплакали. Возьмите их скорее на ручки. (Воспитатель предлагает детям спеть для кукол колыбельную песенку, объясняет, что петь надо тихим голосом. Все поют «Баю – баюшки – баю, не ложись ты на краю…»)
Воспитатель. Ну, вот и поспали наши куколки. Выспались, отдохнули. Посадим их за стол, пусть они чаю попьют, а мы с вами гулять пойдем.
Приложение Г
«Вот они, сапожки!»
(открытое занятие по развитию речи детей раннего возраста для педагогов ДОУ)
Цель: прививать любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
• помочь детям вспомнить потешки, учить их рассказывать;
• развивать речевую активность, коммуникативное общение;
• создать положительный эмоциональный фон в группе.
Предварительная работа: чтение и разучивание потешек и русских народных игр.
Оборудование: солнышко на палочке, сапожки на лесе, игрушка кошка, игрушечная рыбка в ведерке, тарелочка, коврик, нарисованная норка для мышки, игрушка мышка, кукла.
Потешки про зиму с движениями для детей
Как на горке
Как на горке — снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под горкой — снег, снег,
(приседаем)
И на елке — снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под елкой — снег, снег.
(приседаем)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам).
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
(приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)
Снежинки
С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам)
Жил — был зайчик
Жил — был зайчик,
Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.
Читай также: 63 скоромовки українською мовою для дітей дошкільного віку
Читай также: Детские стихи для массажа пальчиков!
Читай также: Игры дома: 10 способов занять ребенка 1-3 лет
Пестушки
Первыми играми в жизни ребенка являются пестушки и потешки. Пестушки (от «пестовать», что означает «нянчить», «холить») — это не что иное, как игровое взаимодействие взрослого с ребенком, при котором взрослый проговаривает стишок и выполняет игровые движения ручками и ножками ребенка согласно проговоренному тексту. Актуальны пестушки в периоды, когда младенцу еще недоступны те или иные действия: повороты тела, контролируемые манипуляции руками, сидение, ползание, вставание у опоры, т. е. в течение 1-го жизненного года. Именно тогда мамы и пестуют младенцев: играют его ручками, поглаживают крошку по спинке или животику, делают ножками «топотушки» и т. д.
Когда ребенок научится хорошо сидеть, отличной игрой для него будут пестушки «на коленках». Задача взрослого — усадить малыша себе на коленки и, выразительно проговаривая пестушку, выполнять нехитрые действия, приводящие, как правило, дитя в восторг:
Едем, едем мы по кочкам (взрослый трясет коленкой, на которой сидит ребенок),По мосточку,Под мосточком -Бух! (ребенок опрокидывается на руку взрослому).
Аналогично «работает» и эта пестушка:
Поехали, приехалиС конфетами, с орехами,Поскакали, прискакалиС ватрушками да калачами!Вприпрыжку, вприскочку,По бугоркам, по кочкам —Бултых в ямку!
Ход НОД:
Воспитатель: Вот и пришла весна. Снег хоть еще и лежит местами, да и на улице бывает морозно, но весна-красна уже пришла. Солнышко стало пригревать сильнее. Заплакали сосульки. Все очень ждут прихода весны и стараются его приблизить, выпекая блинчики. Посмотрите на блинчики. На что они похожи? (Ответы детей). Блинчик-это маленькое солнышко. Чем больше блинчиков мы напечем, тем быстрее весна придет.
Звучит русская народная песня:
Как на масленой неделе
Мы блиночков захотели!
Ой блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
На поднос она кладет
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
«Гости, будьте же здоровы,
Вот, блины мои готовы».
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
-А вы хотите, чтобы весна пришла быстрее? Тогда давайте и мы «напечем» блинчики. Для этого мы возьмем краски (какого) желтого цвета. Какую форму имеет блинчик? Нарисуйте круг пальчиком в воздухе. Чтоб «испечь» блин, мы сначала нарисуем круг (показывает, дети повторяют, затем раскрасим его, вот так (показывает). Получился у нас румяный блин. Похож он на маленькое солнышко? А вы хотите, чтобы весна поторопилась? Тогда беритесь за работу.
Дети выполняют продуктивную деятельность, рисуют, педагог наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много блинчиков мы «напекли»! Вы так хорошо потрудились, наверное ваши ручки устали? Давайте дадим им отдохнуть и поиграем пальчиками?
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Положи блинок в ладошку
Угости мурлыку-кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.
На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.
Ребята, я вам предлагаю угостить блинами наших кукол.
Кушай, Маша,
Ешь, Даша,
Блинчики румяные,
Вкусные, чуть пряные.
Пусть весна придет скорей,
Сразу станет веселей!
Дети играют с куклами, угощают их блинами.
Потешки для новичков
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка — хороший,
Ванечка — пригожий!
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
Потешки для сна
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки—на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят-поспят,
всему миру спать велят.
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
Потешки при умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личко,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Потешки при кормлении
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем нам деток накормить.
Один скажет — кашкою,
Другой — простоквашкою,
Третий скажет — молочком
И румяным пирожком.
Потешки при расчесывании
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
Гимнастика пробуждения «Наши уточки с утра»
Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-Кря-Кря!
(наклоны головы влево, вправо)
Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га!
(руки в стороны, взмахи руками)
А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда!
(наклоны головы вперёд)
Наши гуленьки вверху: Грру-грру-грру-грру-у!
(поднять руки над головой, потрясти)
Наши курочки в окно: Кко-кко-ко-ко-ко!
(сгибание ног в коленях)
А как Петя-петушок ранним-рано по утру, нам споёт ку-ка-ре-ку!
(встаём на ножки и потягиваемся) .
Игры и упражнения в песенках, потешках для детей от рождения до 2 лет
(Малыш сидит у вас на коленях. Вы изображаете пальцами «козу».)
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(Покажите, как бодается коза, — малыш засмеётся вместе с вами.)
* * *
(Малыш сидит у вас на коленях. Вы постукиваете ногами об пол так, что малыш легонько подпрыгивает.)
Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
(Поставьте малыша на ваши колени. Он попрыгает — «попляшет»)
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!
* * *
(Поочерёдно сжимаем пальчики малыша в кулачок.)
Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке-Тимошке — песенки петь.
(Разжимаем кулачок малыша, поднимаем ручки вверх.)
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
* * *
(Малыш «скачет» у вас на коленях, как на лошадке.)
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька
Невеличенька —
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шувы! Полетели,
На головушку и сели.
(Поднимаем ручки вверх, кладём на голову.)
* * *
(Собираем пальчики малыша в кулачок.)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
(На каждую строчку отгибаем один пальчик.)
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел,
Ну а этот лишь глядел!
* * *
Идут четыре братца навстречу старшему.
— Здравствуй, большак!
— Здорово, Васька-указка,
(Соединить с большим указательный пальчик.)
Мишка-серёдка,
(Соединить с большим средний пальчик.)
Гришка-сиротка
(Соединить с большим безымянный пальчик.)
Да крошка-Тимошка!
(Соединить с большим мизинчик.)
* * *
(Вы сидите ногу на ногу. На ступню ноги, что сверху, посадите малыша и качайте его, как на качелях.)
Стучит, брячит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
Туда ж по дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.
* * *
(Малыш «скачет» у вас на коленях, как на лошадке.)
Чики, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке.
Люба на тележке
Щёлкает орешки.
Орешки калёные,
Милому дарёные
По целковому рублю:
А я милого люблю!
Сорока-ворона
(Водим пальчиком по ладошке малыша круговыми движениями.)
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(Далее загибаем пальчики, словно считая.)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Капустка
Мы капустку рубим-рубим,
(Двигаем ладошками малыша вверх-вниз.)
Мы капустку солим-солим,
(Собираем пальчики малыша, изображая движение «солить».)
Мы капустку трём-трём,
(Потираем один кулачок малыша о другой.)
Мы капустку жмём-жмём.
(Сжимаем и разжимаем кулачки ребёнка.)
* * *
(Собираем пальчики малыша в кулачок, начиная с мизинчика.)
— Этот пальчик маленький.
— Этот пальчик слабенький.
— Этот пальчик длинненький.
— Этот пальчик сильненький.
— Ну а это толстячок.
— А все вместе — кулачок.
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент.
Ребята,
— И сегодня Снеговик пришёл к нам в гости и принёс нам много интересных игр.
(вывесить картинку снеговика)
— Снеговику нравится, всё, что связано с зимой, он знает очень много чистоговорок о зиме и предлагает вам за ним повторить эти чистоговорки.
(воспитатель читает чистоговорки, а дети повторяютчистоговорки в разном темпе — медленно, быстрее, быстро).
2. Чистоговорки:
1. Ла-ла -ла- настали холода
Ул-ул-ул- холодный ветер дул
Тель-тель – тель — на дворе метель
Тели-тели-тели — весь день метут метели
2.
— Ребята, скажите, а что нам зима принесла с собой (ответы детей – снег, мороз, ёлку ит. д)
3. Заучивание четверостишия «Что зима нам принесла?»
1,2, 3, 4, 5.
— будем зиму мы встречать
Что зима нам принесла?
Ветер, снег и холода
4. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Снеговик очень любит снег и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба все скользят пушинки—
Серебристые. (Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка-
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри- ,
С красной грудкой. (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
Воспит.: Какие слова вы добавляли?
Дети:Снег, снежинки, снежок, снегопад.
(эти слова похожи друг на друга, они как родственники и называются — родственные слова)
5. Динамическая пауза «Зимняя прогулка».
— Давайте покажем Снеговику, как мы гуляем зимой во дворе.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
(Топают ногами.)
И ладошками похлопать.
(Хлопают себя ладонями по плечам.)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
(Поднимают руки над головой.)
Будем их ловить руками
(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
И покажем дома маме.
(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Разводят руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)
Мы идем, идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся на свои места.)
6. Дыхательное упражнение «Летят снежинки»
У детей на ладошках маленькие комочки ваты, они дуют на них и пытаются их сдуть или
на столах лежат маленькие бумажные снежинки, дети сидя за столом дуют на них, наблюдая за их движением.
(Обратите внимание ребенка на то, что дуть надо ртом, округленными губами, спокойно, плавно, вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.). Дети дуют,а воспитатель читает строки:
Дети дуют,а воспитатель читает строки:
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Кружатся снежинки
В воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку
Ой, не тай, снежинка,
Подожди немножко.
7. Пальчиковая гимнастика «Снежок» на развитие координации речи с движением
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
очень гладкий (Гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И. сломаем (Топают.)
8. Игра «Много снега намело» на развитие мелкой моторики.
(дети рвут белые листочки бумаги на маленькие кусочки)
9. Итог занятия:
— Ребята, у нас в комнате тепло и чтобы не растаять, Снеговик прощается с нами и уходит домой к себе в зимний лес. Давайте ему помашем рукой и скажем «до свидания.»
Делаем массаж
Потягушечки – потягушечки (поглаживаем малыша от макушки до пяточек)
Оторвались от подушечки (приподнимаем немного малыша за ручки)
Ножки задрали (поднимаем ножки малыша)
Ими поболтали (двигаем ножками малыша в разные стороны)
Ручки подняли (поднимаем ручки малыша над головой)
Маму обняли (обнимаем малыша)
Улыбнулись, покрутились (поворачиваем малыша с боку на бок)
И обратно повалились! (кладем малыша на спину).
Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями).
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!
Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.
Тушки-татушки, испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке).
Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);
Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке).
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки).
Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями).
Две старушки старыя
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи —
Они киснут пуще.
Прибавили молока —
Повалились на бока.
Подбавили маслица —
Они стали кваситься.
Пироги хорошие
И очень пригожие:
С маслом, с капусткой
И ещё с картошечкой.
(при этих словах малыша теребят, перекатывают с бока на бок, похлопывают по спинке, поглаживают животик).
На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).
(Тянем поочерёдно ручки)
Тяни холсты
Холсты просты
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.
Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим «точку» указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)