Как происходило крещение руси?

Оглавление

Что сказано у Иоанна Скилицы?

Есть и более поздний византийский источник 11-го века, который говорит о крещении в 950-х годах. Это «История византийских императоров с 811 по 1057 год», написанная Иоанном Скилицей, чиновником у Алексея Комнина и хронистом.

Он сообщает, что Эльга, жена русского архонта, некогда отправившегося в поход против ромеев, после смерти мужа прибыла в Константинополь. Она открыто выбрала истинную веру, была крещена и удостоилась великой чести, а затем вернулась домой.

Таким образом, согласно сведениям из большинства источников, Ольга приняла христианскую веру в столице Византии осенью 957 года. По всей вероятности, крестил ее сына Константина VII Роман вместе с патриархом Полиевктом. На этот шаг Ольга решилась заранее, несмотря на то что изложенная в «Повести временных лет» легенда изображает его как спонтанный.

Значение крещения Руси

Какими же были последствия крещение Руси? Давайте перечислим основные.

  • Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала объединенным государством, и христианская вера была важным элементом этого объединения.
  • Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры и просвещения: искусство иконописи, книжное дело, градостроительство, все это получило огромное развитие именно с принятием христианства. Ведь нужно было строить церкви, переписывать книги (Библию и жития святых), все это способствовало росту образования, грамотности. А иконопись, иконописное искусство, повлияли на развитие художественных вкусов того времени.
  • Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам.
  • Благодаря принятию христианства повысился престиж Киевской Руси на международной сцене. Так что преемник князя Владимира, Ярослав Мудрый уже спокойно мог совершать династические браки, отдавая своих дочерей замуж за французского и шведского королей, таким образом, укрепляя внешнеполитические отношения. Если бы Русь оставалось языческой, такое было бы невозможно.

Крещенияе Руси: молитвы

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели, радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися, Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.

Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси

Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына.

Крещение Руси: причины и последствия

Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.

Плюсы и минусы крещения Руси

Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:

  1. Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
  2. Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
  3. Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
  4. Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
  5. Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
  6. Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.

Негативные явления:

  1. Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
  2. Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
  3. Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.

Фото с сайта picua.org

В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям. Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное. Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.

Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.

Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями. Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему. Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.

Князь Владимир: от языческой реформы до Крещения Руси

Князь Владимир Великий правил в Киеве с 979 по 1105 год. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши (согласно преданию, дочери древлянского князя Мала).  Бабушкой князя Владимира была княгиня Ольга, которая приняла христианство еще в 957 году.

Сам Владимир изначально был язычником. Согласно «Повести временных лет» он ступил на княжеский престол в Киеве в 980 году. Его первые попытки свержения многобожья на Руси свелись к сокращению количества богов. Велением князя на Старокиевской горе было сооружено капище с идолами 6 главных богов славянского язычества. Однако единобожье в разных его формах (христианство, мусульманство, уже тогда распространялось по территории Киевской Руси.  Перед князем предстал вопрос выбора веры. После длительных раздумий, он выбрал православную веру, по примеру Византии.

«Великий князь Владимир избирает религию», полотно И. Е. Эггинка

История и традиции праздника

Событие совпадает с православной датой – днем памяти равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. В РФ с идеей об учреждении официального государственного праздника выступила Русская православная церковь.

Существует поверье, в котором рассказывается о том, как решил Владимир выбрать для русского народа подходящую веру. Киевская Русь в то время нуждалась в объединении сил против внешних врагов и укреплении взаимосвязи разрозненных русских племен внутри государства. Князь Владимир был мудрым и грамотным политиком. Выбрав христианскую веру, которую проповедовала Византия, он смог поднять авторитет Киева и укрепить связи с одним из самых мощных государств того времени.

Несмотря на сопротивление представителей языческой веры, Владимир планомерно внедрял христианство на территории Руси. В каждом новом построенном городе он возводил церкви. Однако, процесс христианизации в действительности проходил долго – несколько столетий прошло с того момента, как князь Владимир Красное Солнышко принял крещение. Но положительная динамика влияния веры на развитие общественности, духовного и культурного развития населения явно прослеживалась в исторических событиях. Вера дала мощный импульс для распространения грамотности и новых знаний.

Сегодня представители религиозных объединений продолжают свою просветительскую деятельность. 28 июля 2021 года, в День крещения Руси, на территории России и Украины проходят православные праздники, молебны, культурные мероприятия, в которых задействуется все большее количество участников. Это говорит о том, что люди, уставшие от бездуховности, результатов разрушения моральных и нравственных устоев, нуждаются в возрождении идей добра и мира.

Что сказано в житии?

Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.

Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.

Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.

История праздника

«Господь явил Свою величайшую милость, когда решил Своим богатым промыслом любви посетить нашу страну. Послал Апостола Андрея Первозванного, и я думаю, что ставленники Андрея Первозванного – они были вплоть до Крещения Руси, но это было не принято государственной властью, княжеской, и Господь явил Свою милость на князе Владимире», — рассказал митрополит Павел.

Кто и когда крестил Русь

Священнослужитель напомнил, что еще древнерусские книжники называли Владимира Равноапостольным, так как его подвиг вполне соизмерим с апостольским: стараниями князя Владимира была просвещена Русь. И приблизительно в 989 году наступает день крещения Руси, когда люди принимают христианство, и это становится официальной государственной религией.

Владимир родился в 962 году и был сыном киевского князя Святослава, и внуком княгини Ольги. Несмотря на то, что Ольга приняла христианство, страна оставалась еще языческой и отец его – князь Святослав – также был язычником.

Образ князя Владимира до принятия христианства летописцы изображают в весьма мрачных красках. Он был наделен разными пороками, жестокий, злопамятный и непомерно сластолюбив. Был ярым противником христианства и убежденным язычником. При его правлении приносились человеческие жертвы языческим идолам, главному божеству древней Руси – Перуну.

«Позже церковь назовет имена первых христиан-мучеников, за веру пострадавших. Это были варяги-христиане Федор и сын его Иоанн», — отметил настоятель Киево-Печерской Лавры.

При этом он уточнил, что Владимир проявлял заботу об укреплении государства. При нем Русь превращается в единое государство, которое играет все большую роль в мировой политике и это требовало изменений в идеологии. Он посылает своих подданных в разные страны для изучения разных религий, и ему рассказывают о чрезвычайной красоте византийского богослужения.

Свв. равноап. князь Владимир и княгиня Ольга. Фрагмент иконы
«Собор святых великих князей, княгинь и княжон»
из собора во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге. XIX в.

«Посоветовавшись с боярами, князь выбирает византийскую веру. Летописи говорят, что когда Владимир осаждал Херсонес и никак не мог взять его, он дает обет креститься в том случае, если город будет взят. Херсонес пал, но князь не спешил принять крещение. И когда он посылает к византийским императорам Василию и Константину требование выдать за него замуж их сестру Анну, то получает положительный ответ, но с условием принятия христианства. Анна в сопровождении своих приближенных и священников прибывает в Херсонес, но князя поражает недуг – он слепнет. Мы часто думаем, что те или иные проблемы жизненные, болезни – это наказание. Да, это в наказание за грехи, но бывает для Славы Божией. Так и стало с князем Владимиром, когда он ослеп. Он имел желание принять Таинство Крещения. Но здесь уже болезнь сподвигла его принять Таинство Крещения. И в тот момент, когда он вступил в купель в Херсонесе, он прозрел, и сказал, что хочет, чтобы его народ также как и он, увидел Христа и всегда имел спасение», — пояснил митрополит.

Затем Владимир приехал на свои земли и дал такое указание, чтобы кто желает, также как и он, приняли крещение. Все языческие кумиры, поставленные им же, были изрублены или сожжены. Летопись приводит слова князя Владимира с которыми он обратился к народу: «Если кто не придет завтра на реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб – да будет противник мне».

Крещение народа происходило в водах речки Почайны, притоки Днепра, а совершали это Таинство священники, которые приехали с царевной Анной.

Как заставляли креститься?

Детальных сведений о том, как это происходило, практически нет. Татищев в своих произведениях обращается к Иоакимовской летописи, но это тот документ, который никто, кроме Татищева не держал в руках. Современные ученые полагают, что Татищев просто его сочинил.

Крещение было не сиюминутным процессом, а очень постепенным. 988 год — это, скорее, мифологическая дата. Историки и сейчас спорят о том, когда на самом деле начался процесс крещения. И понятно, что это не месяц, не два, а целые годы.

Нельзя отметать тот факт, что некоторый антагонизм к крещению у русского населения все же был. Даже если внимательно прочитать «Повесть временных лет», там можно найти высказывания о том, что языческие женщины действительно плакали по крещеным детям, как по мертвым. Это был разрыв семей, разрыв духовности. Жрецы, сторонники языческих культов протестовали почти все следующее столетие.

Но говорить о том, что крещение Руси представляло из себя массовое сверхнасилие, тоже нельзя — доказательств нет. Крещение было непростым процессом, включало в себя, вероятно, какие-то акты насилия, может быть, даже случаи убийств. Но говорить о жестоком насилии вряд ли можно.

В последние годы

В конце жизни Ольга пережила немало скорбей. Сын препятствовал ее попыткам утверждать на Руси христианство. Она учила вере его детей, своих внуков, но крестить их не решалась, боясь гнева князя. Чтобы не вызывать вспышки антихристианских настроений, Ольге приходилось держать при себе священника тайно.

Княгиня ушла из жизни в 969 году. А через 19 лет семена, которые были посеяны ею, дали благодатные всходы. Князь Владимир принес на Русь христианскую веру. Таким образом, хотя к официальной дате крещения Руси Ольга не имеет непосредственного отношения, она стояла у самых истоков этого события.

Предыстория крещения Руси: что было «до»?

Обращение соседствующих варварских держав в веру Христа было обычным делом для Византии в IX — X в. н. э. Тем самым Византия приобретала себе новых союзников и сохраняла безопасность своих приграничных земель. Однако не многие знают, что предваряло решение о христианизации древнерусского государства.

Начиная со второй половины IX века в земли Руси направляются и непрерывно занимаются своей миссионерской деятельностью византийские священники, подготавливая почву для дальнейшего христианского просвещения её правящей верхушки и жителей. Поэтому правильным будет сказать, что христианство среди восточных славян начало распространяться несколько раньше, чем произошло её признание официальной религией в 988 году. Это мнение также подтверждается многочисленными находками археологии.

Святая княгиня Ольга

Кроме того, первые попытки христианизации Руси на государственном уровне предпринимала и Княгиня Ольга (правила Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, будущем отце князя Владимира). Она считается первым древнерусским правителем, принявшим христианство.

В 957 году Ольга с делегацией предприняла визит в Константинополь, где пыталась договориться о принятии Древнерусским государством веры Христовой и признании его единоверным союзником Византии. Тогда же во время визита в Византию княгиня Ольга и была крещена (в крещении получила новое имя — Елена).

В 959 году с ответным визитом в Киев прибывают византийские послы. Они просят Ольгу оказать военную помощь их стране, княгиня отвечает отказом. В связи с этим греческое посольство не спешит заключать с Ольгой сделку об обращении Руси в христианскую веру. Таким образом, провести полноценную религиозную реформу, которую получится реализовать только её внуку спустя несколько десятилетий, княгине Ольге не удаётся.

Официальная дата дня крещения Руси

Определить точное число или год крещения Руси нельзя. Тем не менее, православная церковь постаралась определить конкретную дату этого исторического события. В первый раз праздничные мероприятия по поводу этого мероприятия провели в 1888 году. Инициатором этого стал руководитель Синода – Константин Победоносцев.

Современные ученые установили и дату крещения – 28 июля. Оно считается днем памяти князя Владимира. В 2021 году в этот день тоже будут проводиться торжества, связанные с крещением. Считается, что в этот праздник девушкам запрещено работать. Они должны полноценно отдохнуть, чтобы набраться сил. Также бытует мнение, что по полям разгуливает нечистая сила. Потому люди не выходили работать. Считалось, что жатва в этот день не даст ничего хорошего. Также в этот день запрещено заниматься уборкой.

Крещение Киевской Руси – важное событие, которое изменило ход истории. Оно укрепило власть князя Владимира, помогло искоренить язычество и дало толчок масштабному культурному развитию страны

Потому это важный праздник для всех православных христиан.

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский.

Фотиево крещение

В 9-10 веках Византия стремилась обращать в христианство окружающие ее воинственные народы язычников. И это вошло в ее обычную практику. Так, в 862 году совершались попытки христианизации Моравии, а в 864-920 годах и Болгарии. Тем самым Византия хотела обезопасить себя и усилить свое влияние.

В 860 году русы напали на Константинополь, и после этого указанная тактика была применена и к Киевской Руси. Константинопольский патриарх Фотий I направил в Киев миссионеров. В некоторых источниках говорится о том, что тогда Аскольд и Дир вкупе с боярами и некоторыми представителями народа были обращены в христианскую веру. Якобы тогда и началось крещение Руси. Его называют Фотиевым или Аскольдовым.

Крещение Руси: предпосылки

Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных. Это решение со стороны князя не было сиюминутным или навязанным, но взвешенным и обдуманным стратегическим шагом.

Князь Владимир понимал, что для сплочения разрозненных племен и для укрепления власти требовалось прийти к общей религии. Хотя все народности и являлись языческими, но это не обладали религией в полном смысле. Это был набор верований, обрядов, почитания божеств, заметно отличающихся у различных племен. Развитые страны того времени были монотеистическими и относились к Руси как к варварам. Для укрепления международного авторитета требовалось принять религию, в которой почитался бы один Бог.

Памятник князю Владимиру — крестителю Руси

Предыстория принятия христианства в Киевской Руси

Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.

Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.

После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.

Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.

Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.

Археологические данные

Нужно отметить, что данные археологии хотя и подтверждают век крещения Руси, все же говорят, что распространение христианства началось все же раньше официальной даты – 988 года. Об этом свидетельствуют находки христианских древностей, к которым, в частности, относятся кресты-привески, то есть нательные кресты, свечи и другие предметы.

В основном они были найдены в погребальных комплексах дружинников. Фиксируются они уже начиная с середины – третей четверти 10 века в узловых пунктах Древнерусского государства. Это города и погосты. Под последними в данном случае подразумеваются дружинные центры и торгово-ремесленные поселения. Например, такие:

  • Киев.
  • Гнездов – недалеко от Смоленска.
  • Шестовица – вблизи Чернигова.
  • Тимерев – под Ярославлем.

Были найдены византийские монеты с христианскими изображениями, а также среднеазиатские (саманидские дирхемы), на которых были нанесены граффити, изображающие крест. А еще византийские монеты носились в качестве икон, а из дирхемов вырезали кресты. Граффити в виде крестов изображались и на бытовых предметах.

Для середины – второй половины 10 века, периода, который, по мнению археологов, является начальной стадией христианизации Руси, характерны подвески в виде креста, которые изготавливались из листового серебра. Их обнаружили в Киеве, Гнездове, Тимереве, в Псковском некрополе, на территории Искоростеня – административного и политического центра древлян.

Нужно отметить, что на международных путях движение денег контролировалось и распределялось княжеской дружиной, где религия постепенно становилась синкретической, то есть сочетающей в себе элементы нескольких верований. Именно эта дохристианская эпоха и считается периодом «двоеверия».

В некоторых из захоронений знати, которые совершены в языческих некрополях 9 века, в имеющихся там специальных деревянных отсеках, углубленных в землю, были найдены свечи. А это свидетельствует о применении в погребальных обрядах христианских элементов. Это касается Гнездова, Тимерева и Шестовицы.