Потешки для детей

Оглавление

Делаем массаж

Потягушечки – потягушечки (поглаживаем малыша от макушки до пяточек)
Оторвались от подушечки (приподнимаем немного малыша за ручки)
Ножки задрали (поднимаем ножки малыша)
Ими поболтали (двигаем ножками малыша в разные стороны)
Ручки подняли (поднимаем ручки малыша над головой)
Маму обняли (обнимаем малыша)
Улыбнулись, покрутились (поворачиваем малыша с боку на бок)
И обратно повалились! (кладем малыша на спину).

Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями).

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!

Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.

Тушки-татушки, испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке).

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);
Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке).

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки).

Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями).

Две старушки старыя
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи —
Они киснут пуще.
Прибавили молока —
Повалились на бока.
Подбавили маслица —
Они стали кваситься.
Пироги хорошие
И очень пригожие:
С маслом, с капусткой
И ещё с картошечкой.

(при этих словах малыша теребят, перекатывают с бока на бок, похлопывают по спинке, поглаживают животик).

На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).

(Тянем поочерёдно ручки)

Тяни холсты
Холсты просты
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.

Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим «точку» указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)

При умывании, купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.* * *

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.* * *

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Маша умывайся веселей!* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.

Зимние потешки

Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

***

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

***

Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

***

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

***

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

Убаюкиваемся

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачечка, не лай!

Ты, коровка, не мычи!

И петух, не кричи!

Наш малыш будет спать,

Станет глазки закрывать.* * *

На перинку,

На простынку

Не на край —

На серединку

Положили голыша

Завернули крепыша.* * *

Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.* * *

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!* * *

За окошком вечер,

А на небе месяц…

Спит малыш в кроватке,

В стойле спит лошадка,

Белочка — в дупле,

Собачка — в конуре.

Ну а солнышко проснется,

Малыш маме улыбнется.

Будет день веселым.

Расти малыш здоровым.* * *

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.* * *

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…* * *

Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть-чуть поспать.

Ты закроешь глазки,

И приснится сказка:

Про кота мурлыку,

Журавля-курлыку,

Лисоньку-хитрулю,

Мышку-крохотулю,

Зайчика-хвастушку

И жужжалку-мушку,

Про шмеля-гуделку,

Хлопотушку-белку,

Про сластену-мишку.

Спи, моя малышка! (для девочек)

Засыпай, мой милый,

Набирайся силы! (для мальчиков)* * *

Ходит сон у колыбели —

Баю, баю.

Чьи тут глазки спать хотели —

Знаю, знаю.

Ты не три их кулачками, закрывай,

Сон качает колыбельку.

Засыпай.* * *

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Ход НОД:

Воспитатель: Вот и пришла весна. Снег хоть еще и лежит местами, да и на улице бывает морозно, но весна-красна уже пришла. Солнышко стало пригревать сильнее. Заплакали сосульки. Все очень ждут прихода весны и стараются его приблизить, выпекая блинчики. Посмотрите на блинчики. На что они похожи? (Ответы детей). Блинчик-это маленькое солнышко. Чем больше блинчиков мы напечем, тем быстрее весна придет.

Звучит русская народная песня:

Как на масленой неделе

Мы блиночков захотели!

Ой блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот, блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

-А вы хотите, чтобы весна пришла быстрее? Тогда давайте и мы «напечем» блинчики. Для этого мы возьмем краски (какого) желтого цвета. Какую форму имеет блинчик? Нарисуйте круг пальчиком в воздухе. Чтоб «испечь» блин, мы сначала нарисуем круг (показывает, дети повторяют, затем раскрасим его, вот так (показывает). Получился у нас румяный блин. Похож он на маленькое солнышко? А вы хотите, чтобы весна поторопилась? Тогда беритесь за работу.

Дети выполняют продуктивную деятельность, рисуют, педагог наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много блинчиков мы «напекли»! Вы так хорошо потрудились, наверное ваши ручки устали? Давайте дадим им отдохнуть и поиграем пальчиками?

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Положи блинок в ладошку

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

Ребята, я вам предлагаю угостить блинами наших кукол.

Кушай, Маша,

Ешь, Даша,

Блинчики румяные,

Вкусные, чуть пряные.

Пусть весна придет скорей,

Сразу станет веселей!

Дети играют с куклами, угощают их блинами.

Потешки для новичков

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка — хороший,

Ванечка — пригожий!

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Потешки для сна

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки—на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят-поспят,

всему миру спать велят.

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

Потешки при умывании

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личко,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Потешки при кормлении

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем нам деток накормить.

Один скажет — кашкою,

Другой — простоквашкою,

Третий скажет — молочком

И румяным пирожком.

Потешки при расчесывании

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Гимнастика пробуждения «Наши уточки с утра»

Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-Кря-Кря!

(наклоны головы влево, вправо)

Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га!

(руки в стороны, взмахи руками)

А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда!

(наклоны головы вперёд)

Наши гуленьки вверху: Грру-грру-грру-грру-у!

(поднять руки над головой, потрясти)

Наши курочки в окно: Кко-кко-ко-ко-ко!

(сгибание ног в коленях)

А как Петя-петушок ранним-рано по утру, нам споёт ку-ка-ре-ку!

(встаём на ножки и потягиваемся) .

Примеры

Для развития мелкой моторики используются потешки, в которых главными «действующими лицами» становятся пальчики, например:

«Что одели пальчики?»

  • Раз,два,три,четыре,пять (по ходу счета загибаем каждый пальчик)
  • Будем пальчики считать, (разжимаем кулачок)
  • Этот пальчик толще всех — (берем большой пальчик)
  • И одет он в теплый мех, (разминаем его)
  • А второй оделся в шаль — (берем указательный)
  • Он указывает в даль. (разминаем)
  • Средний пальчик смелый-смелый — (берем средний)
  • И одет он в шарфик белый, (разминаем)
  • Безымянный пальчик тут (берем безымянный)
  • И на нем теплый тулуп, (разминаем)
  • А мизинчик самый жаркий — (берем мизинец)
  • Он в пуховик оделся яркий. (разминаем)
  • Каждый пальчик разодет (берем все пальчики)
  • Не замерзнет, нет-нет-нет! (сжимаем кулачок);

«Пальчики-мальчики»

  • Самый большой пальчик, (берем большой пальчик)
  • Это толстый мальчик, (щекочем подушечками пальцев от ладони до ногтя)
  • Много порций каши съел, (похлопываем по внутренней стороне пальчика)
  • Потому и растолстел. (разминаем круговыми движениями)
  • Этот пальчик — указательный, (соответственно, берем его)
  • Он мальчик очень внимательный, (щекочем)
  • Он все видит, но не скажет, (похлопываем)
  • Только в сторону покажет. (разминаем)
  • Средний пальчик – этот вот, (берем)
  • Длинный мальчик самый, (щекочем)
  • Он в середочке  живёт. (похлопываем)
  • Рядышком с друзьями. (разминаем)
  • А другому пальчику (берем безымянный)
  • Скромненькому мальчику (щекочем)
  • Имени не дали, (похлопываем)
  • Безымянным все прозвали. (разминаем)
  • Ну а этот пальчик (берем мизинчик)
  • Маленький мальчик, (щекочем)
  • Мизинец называется – (похлопываем)
  • На нём ладонь кончается. (разминаем)
  • Все мальчишки дружные (сжимаем кулачок)
  • И очень-очень нужные (разжимаем кулачок и хлопаем в ладошки).

Если потешки использовать в качестве вспомогательных элементов (при той же стрижке ногтей), то все движения следует проводить в промежутках между состриганием ногтиков. Чтобы малышу было интересно действуйте следующим образом: состригите один ногтик, при этом не прекращая распевать потешку, отложите ножнички и разомните пальчик, теперь можно приступать к состриганию следующего ногтя, т.е. процесс стрижки и игры должны чередоваться.

Развивающие игры также могут стать отличным способом изучения названий частей тела, а учитывая, что при их проведении также предусмотрен тактильный контакт к ним – ребенок скорее выучит не только их названия, но и местоположение. Например:

«Кто что возьмет?»

  • Лягушка-квакушка,
  • (имя ребенка) хвать за ушко. (прикоснитесь к ушку)
  • Паучок-боровичок,
  • (имя ребенка) хвать за бочок. (погладьте бока крохи)
  • Песик-барбосик
  • (имя ребенка) хвать за носик. (поцелуйте носик)
  • Олени, олени,
  • (имя ребенка) хвать за колени. (прикоснитесь к коленкам)
  • Бегемот-огромный рот
  • (имя ребенка) хвать за живот. (погладьте животик круговыми движениями)
  • Кузнечики, кузнечики,
  • (имя ребенка) хвать за плечики. (слегка разомните и расправьте плечи)
  • Оса-егоза
  • (имя ребенка) хвать за волоса. (погладьте по головке);

«Что? Зачем? И как?»

  • Для чего (имя ребенка) ножки? (разминаем ножки, поглаживаем, слегка щипем)
  • Чтобы бегать по дорожке! (имитируем бег)
  • Для чего (имя ребенка)  ушки? (разминаем мочки ушек и поглаживаем раковину уха)
  • Чтобы слушать погремушки! (можно потарахтеть погремушкой)
  • Для чего сыночку ротик? (гладим губы)
  • Чтоб у мамы молоко пить! (проведите пальцем условную вертикальную линию по центру губ – кроха откроет ротик)
  • Для чего сыночку глазки? (касаемся области глазок либо бровей)
  • Чтоб смотреть на мира краски! (сделайте размашистый плавный жест рукой, обводящей комнату)
  • Для чего сыночку спинка? (поверните кроху на живот и погладьте, слегка разомните спину)
  • Чтоб валяться на простынке! ( возьмите ребенка за руки и слегка потяните за них вверх, принуждая ребенка как бы потянуться)
  • Для чего сыночку попа? (помните, помассируйте попку)
  • Что его ладошкой хлопать! (слегка похлопайте)
  • Для чего сынок родился? (поверните кроху на спинку)
  • Чтобы маму радовать! (улыбнитесь малютке и поцелуйте его).

Также можно развивать кроху при помощи игрушек, например, попробуйте предложить малютке какую-либо игрушку в тот момент, когда обе его руки уже заняты какими-либо предметами. Сначала малютка попытается взять третью игрушку, не выпуская двух из ладошек, но очень скоро поймет, что именно нужно сделать в такой ситуации. Такая игра становится не только тренировкой навыка выпускания предметов из ручек, и первым представлением о силе притяжения, но и способствует развитию логических мыслительных процессов.

Игры, развивающие действия с предметами

« Звенящие баночки»

Для игры подберите пластиковые баночки, заполните их крупой.

Обязательно проверьте на плотность, чтобы избежать высыпания содержимого.

Потрясите баночку и протяните малышу, побуждая повторить действия.

Научите встряхивать её и перекладывать из одной руки в другую.

Повторите эти движения с другими баночками.

Играйте в положении лежа на животе, побуждая переворачиваться и доставать предметы.

«Играем, извлекаем, познаём»

Возьмите несколько игрушек, издающих звуки.

Покажите одну из них, назовите её, извлеките звук.

Предоставьте малышу возможность взять её в руки, нажать, чтобы она запищала, поиграть с ней, перекладывая из одной руки в другую.

Если игрушка перестанет интересовать, привлеките внимание к другой игрушке, повторяя аналогичные действия.

« Мы бросаем»

Поместите разные игрушки: мячик, погремушку, мягкие игрушки, кубики и другие, в кроватку или манеж.

Продемонстрируйте малышу, как можно бросать их, отслеживая падение и дальнейшее движение.

Совершайте действия последовательно друг за другом, наблюдая за игрушками.

Со временем малыш будет радоваться и поймет, что все предметы по- своему звучат и двигаются.

«Звуки из ведёрка»

Потребуется подобрать различные предметы по звучанию и детское ведёрко.

Установите его так, чтобы малышу было удобно бросать в него предметы, прислушиваясь к их звуку.

После заполнения ведра, переставьте его в другое место, побуждая малыша продолжить игру.

Игра научит ребёнка бросать предметы, брать их разными руками, перекладывая из одной ручки в другую, передвигаться.

« Воздушные шарики»

Привяжите воздушные шарики по периметру кровати.

Покажите, как можно с ними играть: опускать и поднимать за тесёмочку обратно.

Будьте внимательны — следите, чтобы шарик не лопнул и не испугал малыша.

Играя с шариком, выбрасывая и поднимая его, ребёнок познаёт связь между причиной и следствием.

Приговариваем при умывании и купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.* * *

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

….. (имя) умывается,

Солнцу улыбается!* * *

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Маша умывайся веселей!* * *

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.

Массаж ладошек и стоп с потешкой

Ручку ручкою погладим, 
Пальчик пальчиком потрём, 
Отдохнём совсем немножко, 
А потом опять начнём.

***
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с
помощью пощипывания или покалывания) 
Вот тебе крошки 
На моей ладошке.

***
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями
гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики,
начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке — 
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки
стопы)
кому в зобок, 
кому в лапочку»

***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух.

Раздавили сорок мух.* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Потешки с пальчиками для самых маленьких: играем с грудничками

Новорожденные и груднички в первые месяцы жизни еще не могут играть с пальчиками, это за них делает мама. Легкое поглаживание и массаж пальчиков ручек и ножек помогает быстрее снять физиологический гипертонус и расслабить мышцы. Кроме того, воздействие на нервные окончания стимулирует мозговую деятельность и благотворно влияет на развитие ребенка.

5 лучших потешек с пальчиками для самых маленьких:

Этот пальчик — маленький-маленький, Этот пальчик — слабенький-слабенький, Этот пальчик — длинненький-длинненький, Этот пальчик — сильненький-сильненький, Этот пальчик — толстячок-толстячок, А все вместе — кулачок-кулачок!
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот — наш малыш, наш малыш …(имя)!
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.
Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики — ура! Одеваться нам пора!
Этот пальчик — хочет спать, Этот пальчик — лёг в кровать, Этот пальчик — лишь вздремнул, Этот пальчик — уж заснул. Этот — крепко, крепко спит.   Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!

Потягуси-потягуси, пролетали низко гуси

Стихи-потешки для новорожденных

Просыпаемся

***

Потягуси-потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси-потягушечки,
Перья мягкие в подушечке.
Эти перья-потягусеньки
Подарили гуси Машеньке

***

Мышка в гости пошла, бантик нацепила
(Шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка)
Динь — динь — дона — дона (слегка дергаем за ушко)
А Мишаня (имя ребенка) дома?

***

Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Умываемся

***

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Делаем массаж

***

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

***

(Гладим малыша от головы до пяточек)
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!

***

(Разводить ручки в стороны и скрещивать на груди)
Маменьке – сажень,
И папеньке – сажень,
И бабушке – сажень,
И дедушке – сажень.
А Ванечке –
Большую – наибольшую
Самую большую!

***

(Разводим и поднимаем ручки)
Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

***

(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
Кулачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.

***

(Ребёнок на спинке, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки)
Ножки – топтышки пошли молотить
Ручки – грабельки сено воротить.
(Две ножки сгибать к животу, потом перевернуть на бочок)
Толкачики-рогачики, оп! Перевертушки!
(Тянуть за ножки на себя)
Поехали, поехали за солью, за солью.

***

(Поглаживаем спинку)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывёт,
Белка хвостиком метёт,
Как по небу облачкa
Мы погладили бочкa.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

***

(Поколачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Купаемся

***

Ой-ой-ой-ой,
Кто тут голенький такой?
Кто тут голенький
Да весёленький?
Кто купаться пришёл,
Кто водичку нашёл?
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша
Чтоб сияло личико!

***

(Вытирая малыша после купания)
Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли! и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!