Пальчиковые игры-потешки
Веселимся и развиваем мелкую моторику!
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой – парень с душой,
Палец указательный – господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний.
Палец безымянный – с колечком ходит чванный,
Пятый – мизинец, принёс вам гостинец.
Мы делили апельсин
(кулачок- “апельсин” перед собой)
Много нас (левая рука растопырена — это “мы”)
А он один (взгляд переводим на кулачок) Эта долька для котят (отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа (четвертый)
Эта долька для бобра (пятый)
А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)
Разозлился волк – беда,
Разбегайтесь кто куда!
Моя семья
1-2-3-4
Кто живёт в моей квартире?
1-2-3-4-5
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья!
Пальчики здороваются
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
— Доброе утро!-
— Улыбчивым лицам.
— И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красилышков
Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!
•••
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко-крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
•••
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
•••
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
“Ура, все собирайтесь, обедать пора!”
•••
Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом – строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну, а мне где поместиться?
•••
Мамонт и папонт гуляли на pечке
Бабонт и дедонт лежали на печке
А маленький внучек сидел на кpылечке
И своpачивал хобот в колечки.
На прогулке
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки —
Помешали перепалке.
И к развилке на кобыле
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Хорошо друзей считать!
Десять птичек – стайка
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек -стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей
Эта птичка – совушка,
сонная головушка;
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко;
Это – зяблик
Это -стриж,
Это – развесёлый чиж…
Ну, а это – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
•••
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? – спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!
Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь – звонок! (нажать на носик)
•••
У меня пропали руки (спрятать руки за спину),
Может быть они от скуки убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.
•••
Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Маленький мизинчик
Маленький мизинчик —
плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет,
что все это значит,
Средний пальчик —
очень важный,
не желает слушать,
Указательный спросил:
“Может хочешь кушать?”
А большой бежит на кухню,
тащит каши ложку,
говорит: “Не надо плакать,
на, поешь немножко!”
Потешки на все случаи жизни
Умываемся с потешками
Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады,Не боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.
Щечки?Мыли.Носик?Мыли?А глазки?Забыли.
Зарядка
Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнись.(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)
Зарядка с Буратино
Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.(Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.)
Знакомство с пальчиками
(Поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — я,Вот и вся моя семья.
Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.
Знакомимся с телом
Паучок, паучок,Аню хвать за бочок.Лягушка, лягушка,Аню хвать за ушко.Олени, олени,Аню хвать за колени.Песик, песик,Аню хвать за носик.Бегемот, бегемот,Аню хвать за живот.Оса, оса,Аню хвать за волоса.Кузнечики, кузнечики,Аню хвать за плечики.
(подставляйте имя своего ребенка)
Купаемся
Кто тут будет куп-куп,По водичке – хлюп-хлюп?В ванну быстро – прыг, прыг,В ванне ножкой – дрыг, дрыг!Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.
Потешки от слёз
Ах, кокля-мокля,Глазоньки промокли.Кто будет детку обижать,Того коза будет бодать.
Не плачь, не плачь,Куплю калач.Не хныч, не ной,Куплю другой.Слезы утри,Дам тебе три.
Заживляем ранки
У киски болит,У собачки болит,А у моего малышаЗаживи-заживи-заживи.
Делаем массаж
Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)Из последнего окошкаВдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)Пришла лисичка,(гладим спинку)Хвостиком помахалаПрошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)Стул,(стул — щепотью)Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)Жене и дочке,Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)Шлю вам чулочки,Дзинь-точка.Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)Прочитал,Помял, разгладил,Сложил,Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)
Массаж животика
Розовый животикМурлычет, словно котик,Заурчал щеночкомЗабулькал ручеечком.Ах животик ты, живот,Кто же там внутри живёт?Кто мешает баинькиМаленькому заиньке?Мы погладим пузики,Толстые арбузики.Спит щеночек, спит котёнок.Улыбается ребёнок.
Просыпаемся
Потянушки — потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!
Ход занятий:
1 часть: Воспитатель (показывает детям альбомчик, обращает внимание на обложку). В этом домике живет Козушка-Белоногушка
Посмотрите, какие беленькие у Козушки ножки, по-этому ее и называют Белоногушкой (Воспитатель предлагает погладить изображение). Она пошла в лес за грибами и ягодами (Поясняется содержание картинки на обложке).
2 часть: Открывается первый лист
Воспитатель обращает внимание на картинку, на кото-рой изображена Козушка, гуляющая по лесу (В средней части альбома вкладка в сложенном виде, из которой виден только хвост волка)
Воспитатель: Вышла Козушка-Белоногушка на лесную полянку, грибочки и ягодки собира-ет. А чей это хвост виден из-за елки? (Пауза). Как вы думаете кто это спрятался под елкой? Это Волчок-Серый Бочок.
3 часть: Вкладка в сложенном виде прикладывается влево, плотно прилегая к изображению панорамы, сливаясь с ним. Перед детьми возникает изображение Козы и Волка, смотрящих друг на друга. Вся панорама полностью раскрыта.
Воспитатель (продолжая рассказ). Зашла Козушка за елку и увидела Волка (пауза). И ре-шила Козушка-Белоногушка спрятаться от Волка.
4 часть: На фоне панорамы раскрывается средняя часть вкладки, она скрывает Козушку. Появляется изображение березки с низко свисающими зелеными ветвями.
Воспитатель: Козушка спряталась под березкой (Откидывается левая часть вкладки и вновь закрывается, тем самым детям дается возможность эмоционально перенести исчезновение Козы).
5 часть: Открывается вся панорама и вкладка. Перед детьми предстает изображение Волка на фоне леса.
Воспитатель: Волк туда, сюда, кинулся в разные стороны. Ищет Козушку, а найти не мо-жет. Мы ему не скажем, где Козушка-Белоногушка? Не так ли? Волчок-Серый Бочок убежал в лес (С этими словами воспитатель складывает и перекладывает ее в правую сторону, прикладывая к изображению панорамы. Изображение Волка скрывается. Перед детьми вновь появляется Козуш-ка, гуляющая по лесу).
6 часть: Воспитатель вновь проигрывает в темпе все части занятия, обогащая каждую часть соответствующими строчками фольклорного текста:
Козушка- Белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
«А я волка не боюсь,
Не боюсь.
Я серого не страшусь,
Не страшусь.
Я от серого, от волка
Под березкой сохранюсь».
7 часть: Воспитатель складывает альбомчик и поворачивает его четвертой страницей об-ложки к детям, на которой изображена Коза, идущая с полной корзиной грибов к своему домику.
Воспитатель (рисует в воображении детей картинку дальнейших событий):
Набрала Коза полную корзину грибов и ягод. Пошла домой и решила спеть песенку.Идет и поет: Козушка-Белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила,. .и т. д.
Воспитатель исполняет всю потешку речитативом, задорно передавая игровое настроение Козушки перехитрившая Волка. Затем предлагается детям вместе с нею спеть про Козушку-Белоногушку (на мотив русской народной плясовой мелодии «Барыня»). Выполняются хлопки в такой мелодии, игровые движения кистями рук «фонарики». Воспитатель говорит, что Козушка еще придет к ним в гости в следующий раз.
ЗАНЯТИЕ №3.
ИНСЦЕНИРОВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
(В ОБРАБОТКЕ К. Д. УСПЕНСКОГО) «КОЗЛЯТА И ВОЛК»
(для детей 2лет бмес. -Злет).
Цель: На основе сказки о козе, козлятах и волке формировать у детей широкие обобщения в понимании отношений между большими и маленькими, в частности между матерью и детьми.
Укрепит авторитет матери, послушание ей на основе воспитания добрых
чувств.
Мягко усилит колорит народности в раскрытии образа волка как силы, противостоящей до-бру. На эмоционально-чувственной основе высветит образ козы, утвердит торжество доброго на-чала. Обогатит малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове.
Материал: Столик для экспозиции с вращающейся поверхностью.Зрительно разделит по-верхность на три сектора: первая- фасад деревенского домика (избушка Козы, вторая- его внут-реннее убранство (изба, третья- лес (пастбище Козы).
Игрушки: Коза и козлята (2-3 шт.). Волк- персонаж кукольного театра.
Потешки. Проекты — Проект по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Потешки малышам»
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Потешки…»
Проблема: Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные традиции знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Проект «Сундучок сказок и потешек»
В первой младшей группе «Сундучок сказок и потешек» Название проекта: «Сундучок сказок и потешек» Девиз: «Расту вместе с книгой» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защищать! Дети учатся думать, мечтать, На…
Проект «Музыкальные потешки»
Актуальность Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Любые ритмические движения…
Проект «Русская потешка» c детьми младшей разновозрастной группы
Характеристика проекта: По виду – музыкально –творческий По длительности –краткосрочный Тема проекта-развитие ритмического слуха у детей . Участники проекта- воспитатель, родители и дети младшей группы . Проблема: Половина детей имеют низкие диагностические показатели по виду…
Потешки. Проекты — Проект для ясельной группы «Потешки»
Статья «Проект для ясельной группы…»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЛЮБИМЫЕ ПОТЕШКИ» Выполнила воспитатель группы «Солнышко» Гумбина А.А. Цель проекта: Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной…
Проект по театрализованной деятельности «Красна сказка складом, а потешка ладом» (вторая группа раннего возраста)
Актуальность Потешка – замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить,…
Музыкальный проект в младшей группе «Потешки и музыкальные инструменты»
ЦЕЛЬ: Способствовать развитию ритмического слуха, координации движений и формированию навыка ритмически слаженного пения у детей. ЗАДАЧИ: — разнообразить игровой досуг детей вне НОД — продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами, — обогащать эмоциональный и…
Краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе «Потешки для маленьких ребят»
Краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе « Потешки для маленьких ребят » Подготовила воспитатель: Шаянова А. С. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает развивать связную речь. Данный проект «Потешки для маленьких…
Страницы:
Как придумать потешку или прибаутку
Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.
- Для потешки важны игровые движения. Возьмите за основу любую пальчиковую игру или известную потешку. Поменяйте в ней персонажей и текст, а движения оставьте. Например: не сорока, а белка, варила не кашу, а суп… И т.д.
- Вообще потешкой может считаться любой короткий стишок. Главное — сохранить бодрый ритм, лаконичность, упоминать характерных для фольклора персонажей: зверей, птиц, членов семьи и детей с русскими именами.
- Прибаутку написать еще проще. Главное, чтобы в ней было больше действий, чем описания, и законченный веселый сюжет. Прибаутка может быть и без рифмы (в этом случае хорошо сделать ее в виде диалога).
- Как достичь комического эффекта? Сочетайте несочетаемое, переверните привычный ход вещей с ног на голову, заставьте героев делать то, что они никогда не делали. Эти приемы у народной прибаутки широко заимствует и детская поэзия («В огороде-то на грядке вырастают шоколадки…»).
- Частые сюжеты прибауток: звери выполняют работу по хозяйству; все едут на странном транспорте (на курице, на клюке и т.д.); все играют на разных музыкальных инструментах; один персонаж выясняет у другого подробности какой-то странной ситуации.
Tonje
25.09.2020
Стихи, Школа Другие статьи автора
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на домик. — Хотите узнать, кто в домике живет?
— Хотите узнать, кто в домике живет?
— Я загадаю загадку, вы сразу догадаетесь, кто здесь живет.
Загадка про бабушку.
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой.
(бабушки)
Правильно, ребята, в доме живет бабушка.
А еще там живет внучка. Она очень красивая девочка, а зовут ее Аленка. Посмотрите на нее, (кукла)
Потешка про девочку.
Вот глаза у нас какие:
Голубые, голубые
Носик пуговкой у нас
Бровки ниточкой у глаз.
Ушки маленькие,
Губки аленькие.
Шейка, щечки, лобик, ротик
У нас пухленький животик.
Послушайте, что случилось с бабушкой и Аленкой.
Однажды собрались бабушка с внучкой огород поливать. Посмотрели, а ведра пустые стоят. Взяли они ведра и пошли за водой. Вышли на крыльцо. Смотрят на улице темно. Тучка солнышко заслонила. Солнышко грустное. Решила бабушка солнышко развеселить, потешить.
Потешка про солнышко.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку.
Давайте с вами похлопаем в ладоши.
Развеселилось солнышко, заулыбалось. Тучка улетела. Сразу стало светло и тепло. Пришли они к колодцу. Видят, возле колодца сидит кошечка и плачет. Жалко стало внучке кошечку. Рассказала она кошечке потешку.
Потешка по кошечку.
Мы купили кошке
К празднику сапожки,
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать!
Очень понравилась кошечке потешка. Попросилась она с ними жить. Взяли бабушка и Аленка ее с собой. С тех пор и живут они все вместе.
— Кого потешили бабушка и внучка?
— Как они веселили солнышко и кошечку?
— Как вы думаете, что же такое потешка?
Потешка – это маленький веселый стишок.
Давайте и мы с вами поиграем.
Пальчиковая игра по потешке
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Ребята, вспомните, что же случилось с тучкой. Правильно тучка улетела. Она стала грустная (показываем тучку). А давайте ее развеселим. Попробуем сочинить про нее потешку.
Где живет тучка?
Правильно на небе живет тучка.
Какой бывает тучка?
Тучка бывает и серой, и белой.
Кто спрячется, если тучка расплачется?
Детки спрячутся.
Послушайте, какая у нас с вами потешка,про тучку получилась:
На небе живет тучка,
Она такая штучка:
Что может быть и белой,
А может быть и серой.
А если вдруг расплачется
Все дети сразу спрячутся.
Посмотрите тучка заулыбалась. А вот и солнышко появилось.
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.
Вот видите, подружились солнышко и тучка. Решили с вами поиграть.
Музыкальная игра «Солнце и дождик»
Потешки для детей до года
Плетень
Тень-тень-потетень,Выше города плетень.Сели звери на плетень.Похвалялися весь день.Похвалялася лиса:— Всему свету я краса!Похвалялся зайка:— Пойди, догоняй-ка!Похвалялися ежи:— У нас шубы хороши!Похвалялся медведь:— Могу песни я петь!
Петушок
Петушок, петушок,Золотой гребешок,Масляна головушка,Шелкова бородушка,Что ты рано встаешь,Голосисто поешь,Деткам спать не даешь?
Котик
Как у нашего котаШубка очень хороша,Как у котика усыУдивительной красы,Глаза смелые,Зубки белые.
Совушка
Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! (Руки ребенка поднимаем вверх.)
Пяточки
Вот лежат в кроваткеРозовые пятки.Чьи это пятки –Мягки да сладки?Прибегут гусятки,Ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай,Одеяльцем накрывай!
Пестушка-молчанка
Где же наши ушки?Слушают пестушки!А где глазки?Смотрят сказки!А где зубки?Прячут губки!Ну а ротик на замочек!
Ладушки
— Ладушки, ладушки,Где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку.— Что пили?— Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька,Попили, поели,Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)На головку сели!Ладушки запели.
Ход ООД:
Воспитатель в группе беседует с детьми.
Воспитатель. Ой, ребятушки, мои детушки. Нынче день у нас особенный, развеселый. Бабушка Арина нас в гости приглашает. Пойдем к ней в гости?
Ответы детей.
Воспитатель. Да и как не пойти-то? Бабушка добрая, любит внучат и встре-чает так весело, так приветливо.
Дети входят в зал.
Воспитатель. Чтобы пройти к бабушкиному дому, мы пройдем вот по этой тропиночке.
Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки,
Пройдут по дорожкам,
Топнут, топнут ножками.
Топ! Топ! Той!
Дети с воспитателем идут дробным шагам Подходят к дому.
Воспитатель. А вот и бабушкин дом. Ждет, наверно, нас бабушка. Сейчас постучу.
Стучит.
Бабушка. Кто там? Иду-иду. Здравствуйте мои внучатки дорогие. Ждала вас всех в гости. А знаете, кто мне скучать не давал? Мой кот Васька ходил ря-дышком, да песенки пел. Хотите на моего кота посмотреть? Позовите его.
Дети зовут: «Кис-кис-кис!»
Бабушка. Вот и мой Васька. Какой он?
Дети: пушистый, красивый.
Бабушка. Так и хочется его погладить.
Дети гладят кота.
Бабушка. Кот мой непростой, а ученый. Он любит, когда про него стихи, да потешки рассказывают.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые.
Бабушка. Мой котик любит на дорожке лежать, развалится и мешает ходить?
Воспитатель: А наши детки знают, что нужно сказать котику, чтобы он на дорожке не лежал.
«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет. «
Бабушка. Рано, рано по утру петушок просыпается и пением забавляется. А вы знаете потешку про него?
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Бабушка. Вместе с петушком живет у меня курочка. Курочка выходи и ребя-там покажись.
Курочка моя, умница моя
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.
Давайте для нее споем песенку «Вышла курочка гулять».
Исполняют песню.
Бабушка. Молодцы!
Бабушка. Веселые у меня внучата. Я с вами пела и сама молодела. Все сюда вы выходите и со мною попляшите!
Под рус. нар музыку дети пляшут.
Бабушка. Устала, уморилась, но все равно, как хорошо с вами, внучатами.
Воспитатель: Хорошо у тебя Бабушка, только нам пора в детский сад
Бабушка. Бабушка Арина хвалит детей за то, что они так хорошо расска-зывали потешки, пели песенки.
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания, мои внучатки милые!
Польза потешек для малышей
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:
Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого
Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.
Развивают речь
С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.
Развивают мелкую моторику
Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей
Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков
Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект
Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
Развивают музыкальный слух
Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.
Развивают эмоции
Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.
Развивают чувство ритма
Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.
Воспитывают малыша, дают образец для подражания
Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.
Учат доброте, сопереживанию
С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости? К кому вы ходите в гости, где живет ваша бабушка?
А вот моя знакомая бабушка живет в избе и приглашает нас в гости. Пойдем?
Встречает воспитатель, переодетый в русский народный костюм. (Бабушка)
Бабушка встречает детей: Здравствуйте, ребятушки. Знала, знала, что в гости придёте. Избу убрала, двор подмела и сарафан новый надела.
А вы знаете кто на моем дворе живет? Отгадайте загадку?
Беленькие перышки,
Красный гребешок
Кто это на колышке?
Петя (петушек).
Он очень любит,когда про него песенки поют:
Дети: Петушек, петушек,
Золотой гребешек,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка
Что ты рано встаешь
_-Деткам спать не даешь? (петушек — игрушка озвученная кукарекает)
Бабушка: это кто нас встречает?
С хозяином дружит,
Дом сторожит
Живет под крылечком
А хвостик колечком?
Дети: собака (читают потешку)
Баю бай, баю бай,
Ты собачка не лай,
Белолапа не скули,
Нашу Таню не буди.
Бабушка: Идет бредет, головой трясет,
Травки просит: Ме ме ме,
Дайте вкусной мне-е-е
Дети: Козлик!
Бабушка: Привяжу я козлика к беленькой березке.
Белая березка, стой, не качайся!
Серенький козлик, стой не бодайся!
Дети: Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
Глазками хлоп, хлоп,
Ножками топ топ.
Кто кашу не ест, молоко не пьет? Забодает!
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику по ходу потешки)
Бабушка: Ну пойдемте в избу, на лавки садитесь. Посмотрите, что в избе есть – печь, сундук, лавки, самовар… Русские люди всегда любили гостей пирогами, кренделями встречать. И все это в печи пекли. Печь была большая и стояла посреди избы, она и кормила, и лечила. Вот на моей печке кот греется.
Дети : как у нашего кота шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
Бабушка: Хочется мне тоже угостить. Давайте печь растопим, дров закинем. А спички можно детям брать? Что может случится?
Дети: Тили бом, тили бом!
Загорелся кошкин дом!
Далее дети лепят с бабушкой баранки, пироги, калачи из теста. И ставят подносы в печь.
Бабушка: Пока печь печет давайте поиграем в русскую народную игру.
Мышы водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот
Разобьет ваш хоровод.
После игры дети достают из печки баранки.
Бабушка: Ай, качи-качи – качи
Глянь, баранки калачи,
Глянь, баранки калачи,
С пылу, с жару, из печи
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи
И склевали калачи,
А детям остались бараночки.
Бабушка приглашает к самовару, чаем и баранками угощает детей, по ходу употребляет пословицы. Прощается с детьми, приглашает их в гости еще раз.
Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста
Ай, Ванька-дружок,
Ай, Ванька-дружок,
Подкуй сапожок!
А мне некогда ковать,
Надо мост мостить,
Серебром гвоздить.
А по городу вода разливается,
А царь на коне разъезжается,
А царица над окном наряжается,
А цареночек в люлечке качается!
Ай, качи-качи-качи!
Ай, качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи
С пылу, с жару из печи!
С пылу, с жару из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися
Ба-ра-а-а-ночки!
Ай, не плачь, не плачь, не плачь
Ай, не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать —
Куплю худой лапоть!
Ах ты, моя деточка
Ах ты, моя деточка,
Золотая кветочка,
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка.
Бай, бай, бай, бай
Бай, бай, бай, бай,
Поскорее засыпай.
Иди, котик, на Торжок,
Купи, котик, пирожок —
Да сладенький,
Да румяненький.
Надо Оленьке отдать,
Оля съест и будет спать.
Бежала лесочком
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
А что в кузовочке?
Лесные грибочки,
Грибочки — груздочки
Для сына, для дочки.
Дождик, дождик, пуще
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.
Заяц Егорка
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
Идет Бай по стене
Идет Бай по стене,
Несет короб на спине.
В коробе сапожки —
Ване на ножки,
Топать по дорожке.
Из-за леса, из-за гор
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
Куй, куй чеботок
Куй, куй чеботок,
Подай, Ваня, молоток!
Не подашь молоток,
Не подкуешь чеботок!
Наша Маша маленька
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Наши уточки с утра
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам сгюет: «Ку-ка-ре-ку!»
Ну-ка, милый пастушок
Ну-ка, милый пастушок.
Ты спеши-ка на лужок,
Там Буренка лежит,
На теляток глядит.
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашу варить,
Деток кашей кормить.
Ночь пришла
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай…
Огуречик, огуречик!
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик —
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Ой, заинька, по сеничкам
Ой, заинька, по сеничкам
Беги, беги, беги!
Ой, серенький, по новеньким
Скачи, скачи, скачи!
Ой, некуда заиньке
Выбежати.
Да некуда серому
Выскакати.
Ой, были трое
Ворота,
Да все призаперты
Стоят.
Призаперты да
Все призамкнуты.
Ой, матушка пришла,
Ворота отперла.
Ой, выпустила заиньку
На улицу.
Поехали, поехали
Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам.
В ямку — бух!
Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо деточке снесть?
Я и сам укушу
Да и деточке снесу.
Привяжу я козлика
Привяжу я козлика
К белой березке.
Привяжу рогатого
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая береза,
Стой, не качайся.
Солнышко-ведрышко
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Сорока, сорока
— Сорока, сорока,
Где была?
— Далеко:
В лесу на опушке.
На попрядушке.
Кашу варила,
На порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному — ложечку,
Другому—ложечку,
А третьему—целую поварежечку!
Травка-муравка
Травка—муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки — за капустку,
Мышки — за корку,
Ребятки — за молоко.
У Ален ни в гостях
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курица в сережках.
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке.
Уж я Танюшке пирог испеку
Уж я Танюшке пирог испеку,
Уж я внученьке — румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Моя внученька бедовая!
Чики, чики, кички
Чики, чики, кички,
Березовые лычки.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели —
Все люди глядели.
Как они садились —
Все на них дивились.
Основные выводы
Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.
Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.
Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию. Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее