16 мая

Оглавление

История праздника

Большинство мирских людей празднует женский день 8 Марта. Торжество появилось чуть более 100 лет назад благодаря упорным усилиям знаковых феминисток из Германии. Этот праздник символизирует освобождение всех женщин от церковного «рабства». Однако 8 Марта отмечается только в России и не является международным днем.

Верующие чтят не только само торжественное воскресенье, но и последующую неделю. Среди православных людей принято поздравлять своих матерей, бабушек, сестер, дочерей и верных супруг.

В этот день особенно почитаются святые женщины, ранее всех других узнавших о божественном Воскресении Христа Спасителя. Увидев невероятное чудо, они стали его первыми проповедниками и слугами. В новом апостольском призвании эти жены понесли радостную весть о могуществе Всевышнего.

  • Первой последовательницей Мессии стала Мария Магдалина, которая известна своим великим раскаянием в распутной жизни и принятием церковных заветов.
  • Второй женщиной-проповедницей Божьего Сына является Мария Клеопова, Ее родословная вызывает множество разногласий: по сведениям некоторых источников, она — сестра Магдалены, по другим — жена брата Иосифа Обручника. Другие люди говорили о ней как о родительнице Иакова, Иуды или Симона.
  • В православный женский день вспоминают имя Иоанны, которая была верной ученицей Мессии. Она сопровождала других христианских послушников, а также тайным образом схоронила голову святого Крестителя, павшего от рук безжалостного Ирода.
  • В этот праздник отдают высокую религиозную честь Саломии, матери Иакова и Иоанна — верных учеников и вечных апостолов Спасителя. Воскресший Христос явился ей сразу после того, как Его узрела Мария Магдалена.
  • Православный праздник Жен-мироносиц чтит память сестер Лазаря, Марфы и Марии. Спаситель удостоил этих девушек своим светлейшим присутствием, он одарил их честными проповедями. Сестры искренне уверовали в Сына Божьего после того, как Христос воскресил Лазаря.
  • Сусанна — еще одно священное женское имя, упоминаемое в Евангелии. Об этой матери говорит Лука, восхваляя её как вечную слугу Мессии.

Все они являются теми личностями, благодаря которым Праздник Жен-мироносиц обрел широкую известность.

Важно! Существует распространенная легенда, гласящая о том, что Церковь всячески дискриминирует права женщин. Эти нападки основаны на недопущении их в сан священства

Западный мир ведет агрессивную борьбу с таким догматическим суждением, принижая достоинство мужчины. Однако православие всегда возвышало Богородицу и ставило её выше всех серафимов, окружающих трон Всемогущего Господа. Нет половых различий в процессе восхождения к Богу.

Другие варианты обряда

Существовал и другой вариант обряда, при котором девушки, желающие покумиться, плели две косы из березы — “мотушки”, заплетая в них ленточки. При этом они просили кукушку сберечь мотушку, обменивались друг с другом лепешками, крашеными яйцами. Покумившись, девушки становились кумочками, они гуляли по деревне, делились секретами, делали друг другу добрые пожелания, дарили подарки.

Считалось, что девушки после кумления вступали в родство духовного свойства, близкое к тому, которое появляется между людьми, которые крестят одного ребенка в церкви. Через неделю, в воскресенье, наступавшее после Троицы, девушки возвращались на место, где они покумились. Под песни о раскумлении они расплетали венки, возвращали назад подарки. Это обозначало, что их девичество подходит к концу, они вступают в брачный возраст и должны готовить себя к семейной жизни.

После это в лесу, под березами, устраивалось пиршество. В состав его основных блюд входили вареные и жареные яйца, лепешки, блины, пироги. Из спиртных напитков присутствовало пиво. При этом девушки пели песни, плясали, водили хороводы.

Не всегда действия с березкой ограничивались завиванием и расплетением кос. В некоторых российских губерниях дерево срубали, вешали на него такие украшения, как платки, ленточки, цветы. Затем его брали в руки и с песнями носили по деревне. После этого березку устанавливали в центре поселения, а на Троицу, опять же в сопровождении песен, с деревца снимались все украшения, и оно пускалось вниз по реке.

«Мироносицкие» дни сегодня

Православный женский праздник отмечается сегодня во всех христианских приходах России и за её пределами. В воскресных школах при церквях преподавательницы подготавливают с детьми концерт для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, разыгрываемых сценках на сюжеты из Священного Писания они прославляют не только библейских героинь, святых, но и просто всех женщин – продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Если при воскресных школах работают мастерские, то наставники с учениками готовят небольшие подарки для гостий. Это, как правило, рамочки и полочки под иконы, деревянные расписные или с выжженными узорами яйца, мешочки для просфорок и другие красивые и полезные предметы, а также тематические рисунки, аппликации. Организованные с душой, такие праздники оставляют глубокий след в сердце и имеют огромное воспитательно-нравственное значение.

Жены-мироносицы

Христос Воскресе! С праздником святых жен-мироносиц!

3-я неделя по Пасхе называется неделей святых жен-мироносиц. Церковь вспоминает женщин, которые ревностно спешили ко гробу Господа, чтобы помазать его тело миром. Несмотря на страх, после темной бессонной ночи, не щадя никаких средств и сил, святые жены-мироносицы спешили для совершения поступка любви.

Однако дело, с которым так спешили эти женщины, уже было совершено. Как повествует нам Евангелие: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:12), – изрек Господь о женщине, которая в Вифании, в доме Симона прокаженного, во время вечери, возлила драгоценное нардовое миро на главу Христову.

И что же ждет этих жен у гроба Господа? Разочарование? Нет! Господь несравненно богаче вознаградил сии преданные и верные души, которые не забыли Своего Учителя и мертвого во гробе! Жены-мироносицы стали благовестницами Воскресения Христа и Его славы!

Вспомним события утреннего воскресного посещения женами-мироносицами гроба Господня в изложении Г. Сенкевича.

Явление Ангела женам-мироносицам

– Кто отвалит нам камень от входа во гроб? – Мироносицы вопросительно посмотрели друг на друга. Они вышли еще ранним утром, чтобы посетить священное место. – Мы сами не в состоянии – он ведь очень велик и тяжел, – заметила Саломия.

Кто знает, еще, может быть, ученики Господа придут сюда: им известно наше намерение прийти ко гробу и помазать миром тело Учителя… – ответила Иоанна.

С каждой минутой становилось светлее. Но торжествующая радость зари обновления не находила отклика в сердцах опечаленных жен-мироносиц. Мария подняла заплаканные глаза к небу, но лишь затем, чтобы снова опустить их со словами:

– Как могут птицы, которых Он так любил слушать, веселиться радоваться сегодня, когда Он…

Жены двинулись дальше. Но вот и сад. Они вошли в калитку и, не оглядываясь по сторонам, пошли к гробу. Приблизившись к пещере, они вдруг заметили, что камень отвален и лежит у входа.

Мироносицы вошли внутрь пещеры и в молчаливом изумлении посмотрели друг на друга. Углубление, где было положено тело Господа Иисуса, было пусто. По правую его сторону жены увидели сидящего юношу, от одеяния которого исходил таинственный свет ярко озарявший темную пещеру.

Они в страхе потупили взоры, а Ангел сказал: «Не бойтесь, я знаю, вы ищете Иисуса Назарянина, Распятого… Что ищете живого между мертвыми? Нет Его здесь. Он воскрес. Вот место, где положили Его. Но пойдите и скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее; там Его встретите, как Он обещал вам, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть преданному в руки грешников, распяту и в третий день воскреснуть».

Выйдя поспешно из гроба, мироносицы со страхом и радостью великой побежали возвестить виденное ученикам Христовым.

Ласточки новой весны

Жены-мироносицы не успели совершить своего поступка любви, но Господь помазал эти живые души елеем радости. Безутешные горлицы, плакальщицы, сии бедные женщины, стали ласточками новой весны. Стали святыми в Царствии Господа и Бога нашего!

День жен-мироносиц!

Женские просьбы

В день Казанской иконы обязательно нужно просить о женском счастье и семейном благополучии. 21 июля — один из лучших дней для этого.

В такой праздник свободные от отношений женщины просят послать мужа, а те, которые уже состоят в браке — о мире и гармонии в семье. Известно, что молитвы Казанской иконе помогают лучше справляться с трудностями в отношениях, достигать взаимопонимания и благополучия в семейной жизни.

В день Казанской летней обязательно нужно просить Богородицу о детях — такие просьбы тоже считаются женскими. Матерям обязательно нужно попросить Богородицу о здоровье дочерей и сыновей, о счастье для них и о наставлении на путь истинный. Если ребенок сбился с верного и праведного пути, просите о том, чтобы Богородица направила в благоприятную сторону.

Меньше нагрузок: как пережить атмосферные скачки (врач рекомендует)

Когда люди склонны к интригам и изменам: ученые выяснили точный возраст

Как и с чем носить змеиный принт — тренд весны 2021: модные образы и советы

Неделя св. Жен-мироносиц. История праздника

В неделю Жен-мироносиц Церковь вспоминает святых жен — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Исуса Христа. Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая — Мария Магдалыня, о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям — дарованиям Святого Духа). Вторая — Саломия, которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья — Иоанна, жена Хузаня — домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая — Марья и Марфа, сестры Лазаревы. Шестая — Марья Клеопина, которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая — Сосана. Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица, Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему.

Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Жены, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба?». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марью Магдалину. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Марья Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили.

Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его Вознесения, Марья Магдалыня, а также Марфа и Марья — сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиверию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе — сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование.

Войти на сайт

Жены-мироносицы – это семь верных Христу женщин, не разбежавшиеся от Него, как ученики, не оставившие Его, как апостолы в самые страшные часы Его медленного умирания на Кресте, не предавшие Его как Иуда и Петр.Жены-мироносицы стояли на Голгофе до конца, а из учеников оставался рядом только юный Иоанн Богослов.

Семь слабых женщин остались в евангельской истории навсегда и подарили праздник всем женщинам-христианкам – праздник жен-мироносиц, который отмечается в пятнадцатый день после Пасхи, а по церковному календарю – в третье воскресенье по Пасхе.

Жены-мироносицы вместе с робкими и тайными учениками Иисуса Христа Иосифом Аримофейским и Никодимом, приходившими к Нему при жизни только по ночам, не побоялись просить у Пилата Тело для погребения и похоронить Его.

Робкие и слабые они остались с Ним до конца, похоронив, оплакав и повив погребальными пеленами. Только помазать благовонными маслами не успели. Спешили очень. Надо было успеть до наступления субботнего покоя.

А в это время сильные умом и здравомыслием ученики Иисуса сидели за закрытой дверью, дрожа от страха, что их тоже могут схватить, как Учителя, и умертвить. Иуда предал, Петр отрекся, остальные разбежались и спрятались.

Только по-настоящему любящие и преданные остались с Ним до конца. Рано утром третьего дня, рассказывают евангелисты, жены-мироносицы пришли к Осмеянному иудеями и Преданному Своими, не побоявшись ни стражи, ни тяжелого камня, которым был запечатан гроб, ни ареста.

И в награду, как повествует Евангелие, жены-мироносицы первыми узнают о Воскресении и становятся его первыми свидетелями. Рано утром, взяв купленные и приготовленные заранее сосуды с миро, они прибежали ко гробу. Евангелисты особенно выделяют Марию Магдалину, из которой Господь изгнал семь бесов. Она дважды удостоилась видеть Учителя.

И здесь жены-мироносицы видят то, что меньше всего ожидают увидеть: стража разбежалась от ужаса, рядом с гробом — отваленный камень, гроб пуст, внутри пустые погребальные пелены и два блистающих белым светом Ангела. На отваленном камне сидит тоже Ангел, который, отвечая на их недоумение, говорит:

Но женщины не верят: такого не может быть, потому что не может быть никогда! Настолько они были далеки от того, что им сообщает Ангел. До них не доходит. Мария Магдалина пытается найти разгадку, она не верит словам Ангела и бежит к вдруг увиденному человеку, полагая, что это садовник, спрятавший и тайно захоронивший тело Иисуса.

Она не признает в Нем Учителя, потому что по Воскресении Иисус уже в другом Теле. Мария просит сказать, где садовник похоронил Тело Иисуса. И только услышав голос человека, она узнает в Нем Учителя и начинает понимать, что произошло.

Только Божественное откровение дает понимание слов Ангела. Иисус Христос просит, чтобы она не прикасалась к Нему, а шла сейчас же к Его ученикам и сообщила им о Его Воскресении. Он знает, что они сидя в страхе за закрытой дверь, знает, что все они были не с Ним, но Он все равно их любит и говорит, что будет ждать их, как они договаривались, в Галилее.

Эта история очень поучительная. Во всех смыслах. Она о том, как посрамляется знание без горячего любящего сердца, как горячее и любящее сердце и его мужество преодолевают страх и смерть, как слабый сосуд – женщина – оказывается в самый важный момент гораздо сильнее мужского, подчеркивающего свою силу, но на поверку лишенный ее.

Семь маленьких, слабых женщин, сопровождавших Его при жизни и не оставивших в час смерти, проявили свою истинную любовь и готовность пойти на смерть ради Того, Кого любят. Так было и будет всегда. Поэтому церковь чтит женщину и каждый год в третье воскресенье по Пасхе отмечает женский день, посвящая ему творческие вечера и поздравления. Мужского дня, подобному этому, церковь не знает.

Запомним же имена жен-мироносиц: Мария Магдалина; Саломия, мать братьев Иоанна и Иакова; Иоанна, жена Хузы – надзирателя в доме царя Ирода; Мария и Марфа, сестры четверодневного Лазаря, воскрешенного Иисусом накануне входа в Иерусалим; Мария Клеопова и Сосанна, а также Богородица, Которую Иисус вручил юному Иоанну для попечения о Ней.

Тина Гай

Имена жен-мироносиц

Церковь представляет общепринятые жития семи важных женщин в православии:

  1. Мария Магдалина. До своего знакомства с Христом женщина вела греховную жизнь, из-за которой в ней поселились семь бесов. Когда Спаситель изгнал их, Мария покаялась и пошла вслед за ним, служа Ему и святым апостолам. Исходя из наличия большого количества упоминаний об этой жене-мироносице, можно сделать вывод, что она выделялась среди других своей верой и преданностью.
  2. Иоанна. Многие святые жены-мироносицы пришли к Сыну Божьему после того, как тот сотворил какое-то чудо, так Иоанна пошла за Христом, когда тот исцелил ее умирающего сына. До этого она была богатой женщиной, которая не следовала заповедям Господа.
  3. Саломия. Согласно церковным преданиям, она приходилась дочерью святому праведному Иосифу Обручнику. Она родила на свет апостолов Иакова и Иоанна.
  4. Мария Клеопова. Считается, что эта женщина мать апостола Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
  5. Сусанна. Выясняя, кто есть жены-мироносицы, стоит заметить, что не обо всех женщинах известно много информации, например, о Сусанне упоминается единожды в отрывке апостола Луки, в котором он рассказывает о том, как Иисус путешествовал по городам для проповеди. Сусанна была одной из жен, которая сопровождала его. Другой информации о ней нет.
  6. Марфа и Мария. Это родные сестры, у которых еще был родной брат – святой Лазарь Четверодневный. Они уверовали во Христа еще до его воскрешения. Церковь считает, что Мария была той женщиной, которая вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, подготовив тем самым его тело к погребению.

Поздравления с Днем рождения любимой жене

Желаю счастья и здоровья, Желаю полный дом добра, И долгих лет тебе желаю. Лет сто прожить еще, жена.

Ты лучшая на белом свете. Ты светлый луч в моей судьбе. Спасибо всем Богам на свете, Что ты досталась только мне.

С Днем рожденья, моя дорогая! Ты мой самый родной человек. Поздравляю тебя и желаю, Чтобы длилась любовь целый век.

Чтоб хоть в зной, хоть в коварную стужу, Днем и ночью, весной и зимой Ты любила и помнила мужа, Ну а муж будет вечно с тобой.

Понимания, счастья, здоровья тебе. Ты – моя дорогая жена. И всегда буду я благодарен судьбе, Что свела нас с тобою она.

В твой День рождения скажу: Ты мне нужна, как прежде! Твою ладонь в руке держу, Ее тепло так нежно.

Здоровья, радости тебе Пусть дней река приносит. Ты знай, что ты – сродни мечте. И не страшна нам осень.

Пусть греет радуга собой, Не заходя отныне. Ты помни – я всегда с тобой, Тебя люблю я сильно!

Повезло с женой мне в жизни, не поспорит тут никто, Рад, что мне с тобой, родная, счастье разделить дано. Поздравляю с Днем рожденья и сегодня так скажу: Пусть звучит банально очень – я тебя, мой свет, люблю.

Мою любимую жену Спешу поздравить с Днем рожденья! Всю жизнь люблю тебя одну, И дальше буду, без сомненья!

Хочу, чтоб радовалась ты, Чтоб чаще в жизни улыбалась, Здоровья, счастья, красоты! Чтоб навсегда такой осталась!

Поздравления с Днем рождения любимой жене от мужа трогательные до слез

Моя любимая жена, Тебя сегодня поздравляю, Ты у меня — всего одна, И я добра тебе желаю.

Ты красотой свой гордись – Ведь не у каждой есть такая, И мне скорее улыбнись, Тебя всем сердцем обожаю!

Жену судьба мне подарила И я ее благодарю, Ни с кем ты в мире несравнима, За это я тебя люблю.

Будь беззаботной в День рожденья И невесомой, как мечта. Пусть остается настроенье Прекрасным долгие года.

Пусть счастье каждое мгновение Окутывает жизнь твою, Моя родная, с Днем рождения, Знай, я тебя боготворю!

Моя любимая жена, Мой самый близкий человек, Я в День рождения тебе Прожить желаю целый век!

Тебя я искренне люблю, Мне хорошо всегда с тобой, Здоровой и счастливой будь, Хранить я буду твой покой!

Прошли года, Но ты все та же — Строга, прекрасна и ясна, Лишь волосы немного глаже И в них сверкает седина.

Так дай тебе Господь, Коль это в его власти, Здоровья, долгих лет И много-много счастья!

Спешу поздравить леди-совершенство, Мою супругу, жизни идеал, Пускай текут источники блаженства, Избавив от хлопот твой ареал!

Ты загадай чудесное желанье, День именин исполнит нынче всё! И знай, родная, ветром обожанья, Я вознесу тебя до солнечных высот!

Поздравить с Днем рождения жену

Поздравить милую супругу Хочу я в этот светлый день! Целую нежно твою руку И признаюсь в любви своей.

Желаю я тебе, родная, Здоровья, красоты, добра, И пусть в твоей душе играет Навеки юная весна.

Моя дорогая жена — Нет в мире прекраснее слов, Тебя на руках я носить Всю жизнь и всю вечность готов.

Ты мне подарила любовь, Навек твой покорный слуга, Дороже ты мне с каждым днем, Моя дорогая жена.

Желаю тебе море счастья, Здоровья и красоты! И пусть с каждым годом прекрасней, Моложе становишься ты!

Моя любимая жена, Мой ангел неземной! С тобой в моей душе весна, Дышу я лишь тобой!

Ты для меня – воды глоток В палящий летний зной. Как экзотический цветок Под снегом зимней порой!

От смеха серебристого Кружится голова! Красива ты, таинственна, Сладка ты, как халва!

С Днем рождения, мое счастье! Будь Богом ты хранима! Пусть все наши разногласия Всегда проходят мимо!

Дорогая, милая, любимая! В жизнь мою зарею ты пришла. Будь же вечно ты судьбой хранимая, Телом, сердцем вечно молода.

Будь счастливой, будь благословенной, Верь в мечты, тепло в душе храни, Будь такой же доброй, откровенной, Наши чувства в сердце сбереги.

Дорогая моя половинка, Мое сердце, душа, часть меня, С Днем рождения тебя поздравляю. Я живу и дышу для тебя!

Никого нет прекрасней на свете, Чем моя королева-жена. Будь любима, желанна, родная, Все я горы сверну для тебя!

Много счастья тебе и здоровья, Красоты и финансовых благ. Для тебя всё смогу я с любовью, Все надежды исполню для нас!

Храмовые торжества

Во всех православных храмах, церквях и соборах в эти дни проходят торжественные богослужения. Отовсюду съезжаются в места веры паломники, чтобы ощутить свою общность со всею Церковью Христовой. Миряне посещают службы не менее ревностно, чем православные верующие. В стенах домов Божьих, в благочестивых примерах духовных лиц, в мудрости Священного Писания они ищут и находят опору, помогающую выжить в наше нелёгкое время и дающих надежду на будущее. После Божественных литургий пастыри обращаются к прихожанам с особы Словом – проникновенной проповедью, в которой поздравляют всех женщин со светлым, радостным праздником.

Церковь с уважением и почитанием относится не только к подвигу библейских жен

Особое внимание святые отцы уделяют в своём Слове прославленным и малоизвестным, скромным труженицам Веры. Всем, кто трудится на духовной ниве, христианском поприще, совершая ежедневный, подчас незаметный подвиг во славу Божию, адресуются слова благодарности, пожелания благодати Господней, здоровья и мира – в душах, в семьях, между людьми

В своих проповедях пастыри подчёркивают, что без женского участия, без поддержки женщин, их кропотливой работы на благо Церкви христианство не получило бы столь широкого распространения. В России, например, в эпоху безбожия именно женщины оставались оплотом веры и несгибаемого мужества. Поэтому, хотя они называются слабым полом, их миссия в православии значительна. Об этом всегда должны помнить прихожанки и оставаться олицетворением духовной чистоты, целомудрия, носительницами вечных православных нравственных ценностей. Женщины должны бороться за мир, и пример жен-мироносиц вдохновляет их на этом тернистом пути.

Воскресенье, 16 мая 2021 года, святых жен-мироносиц

Третье воскресенье по Пасхе посвящено женам-мироносицам – тем женщинам и девушкам, которые слушали Спасителя и следовали за Ним вместе с учениками-апостолами, но при этом еще и служили своим имением. Когда же Господь был осужден на распятие, эти женщины последовали и на Голгофу. Они плакали у подножия Креста. Они не отходили от Иисуса Христа во время Его земной проповеди и не оставили после смерти. На третий день они пришли ко гробу помазать тело Учителя благовониями, главное и самое дорогое из которых было миро (поэтому — мироносицы). И обнаружили отброшенный от входа в пещеру камень и отсутствие тела Учителя. Ангел сообщил им, что Спаситель воскрес, и женщины побежали в город рассказать об этом остальным. С апостолами Иоанном и Петром к пещере вернулась Мария Магдалина. Не найдя ни Христа, ни ангела, апостолы вскоре в недоумении ушли, Мария же осталась. И тогда ей явился воскресший Господь, но она Его не узнала, пока Он не назвал ее по имени. Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана равноапостольной.

Память Никодима и Иосифа Аримафейского Церковь празднует в один день с памятью жен-мироносиц. Оба были тайными учениками Спасителя и членами Синедриона, не участвовавшими в суде над Христом. Никодим пытался защищать своего Учителя: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» После смерти Спасителя Иосиф пошел к Пилату просить Тело Господа. Вместе с Никодимом снял Господа с креста, обернул плащаницей и положил в новом гробе, который приготовил для себя в Гефсиманском саду. В этот момент с ними вместе были Богородица и жены-мироносицы.

Жены-мироносицы у Гроба Господня.
XV век
Источник icons.pstgu.ru

Тропарь Недели жен-мироносиц

Благообразный Иосиф,/ с Древа снем Пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/ во гробе нове, закрыв, положи,/ но тридневен воскресл еси, Господи,// подаяй мирови велию милость. Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть прилична,/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,// подаяй мирови велию милость.

Кондак Недели жен-мироносиц

Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.

Подробнее о женах-мироносицах читайте в наших материалах:

• Главное о женах-мироносицах в слайдах «Фомы»

• Жены-мироносицы: история в картинках

• Иисус и Мария Магдалина: современные «сенсации»

Поздравления на День Жён-мироносиц 2020 в стихах

День жен прекраснейших настал,Жен-Мироносиц, тех, что поспешилиК Христу прийти, лишь лучик солнца заблистал,Тех жен, кого и стражи-то не устрашили.

***

Вас поздравляю искренне сейчас,Любви желаю и прекрасного цветенья,Пусть бережет по жизни ВасГосподнее благословенье.

***

С Днем Жён-мироносиц праздником женским,Когда именины всех женщин справляют,Пусть будет легка ваша жизнь и чудесной,Пусть сердце добро и свет наполняют.

***

С Днем Жен-мироносицЯ вас поздравляю,Добра и теплаВам сердечно желаю.

***

Пусть миссия женскаяКрылья Вам дарит,А ворох заботПусть сил не убавит.

***

Желаю добра,Любви Вам и счастья,Пускай обойдутСтороною ненастья.

Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции

Маргоски или Маргоскина неделя — так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.

По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.

Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой — парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась — стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».

Иконография

Создано немало различных иконописных картин, на которых изображены мироносицы. Древнейшая икона, которая посвящена святым женщинам, была создана более двух тысяч лет назад. На ней можно увидеть девушек, которые в одной руке несут сосуды с маслом, а во второй освещенные факелы. Позднее начали появляться другие изображения, на которых показаны ангелы, сидящие около пещеры с телом Иисуса. Наиболее известной иконой считается образ, который называют «Явление ангела». Именно его можно часто встретить в храмах.

Еще одной известной работой считается иконостас Троицкого собора, который был создать в пятнадцатом веке. Здесь события, взятые из Евангелия, происходят около высоких гор. Ангел, спустившийся на землю, сидит на небольшом камне. Его крылья немного приподняты вверх. Мироносицы стоят лицом к ангелу, однако их взгляд направлен внутрь пещеры. Эта икона с изображением пещеры считается самой распространенной на территории Руси и поэтому ее можно увидеть как в храмах, так и в домах.