Веселые и смешные скороговорки для развития дикции и речи у детей от 6 лет и старше
Скороговорка на букву Р. На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора. |
|
Про Карла и Клару. Буква Р. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. |
|
Корабли лавировали. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. |
|
Скороговорка про покупки. Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
|
Скороговорка про выдру. Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула. |
|
Ехал Грека через реку. Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап! |
|
Выдра в тундре. В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров! Выдрав с выдры В тундре гетры Вытру выдрой ядра кедров Вытру гетрой выдре морду Ядра в вёдра Выдру в тундру! |
|
Галки. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок поп в кустах пугая, пугать не смей ты попугая». |
|
Про крабов. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли краб крабу. Сено граблями краб грабь. |
|
Кукушка, капюшон кукушонок. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. |
|
Скороговорка про поросят. У тридцати трех полосатых поросят, Тридцать три хвостика висят. |
|
Просковья и поросята. Променяла Прасковья карася, На три пары полосатых поросят, Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все. |
|
Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла. Свинья тупорыла Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, На то хрюшке и рыло. |
Скороговорки с шипящими звуками на произношение самых проблемных звуков З, С, Ш, Щ, Ж, Р, Д, Б,
Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З. Взялись спорить как-то раз Скалолаз и водолаз: Кому лезть удобней По скале подводной. |
|
Скороговорки на звуки З и С. Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой. Идет коза с косым козлом, Идет коза с босым козлом. У забора коза-коза вытаращила глаза |
|
Скороговорка на звук З. Звенит звонок, зовет звонок, И Зоя в класс к себе идет. Буква З звонок купила, И с утра в него звонила. Зайцев в гости зазывала, Завтраком их угощала. |
|
Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш. Ёжик наш домой спешит. А навстречу ему волк, На ежа зубами – щёлк. Ёж иголки показал, Волк со страху убежал. Ёжик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту ёж: «Ты мне спинку не потрёшь?» |
|
Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш. Ша-жа-ша раз ловили мы ерша, Ше-же-ше мы засели в камыше, Шу-жу-шу я сижу и не дышу, Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо, Ши-жи-ши хороши были ерши. |
|
Скороговора для детей на звуки Р и Ч. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!» |
|
Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши. |
|
Про попугая. Говорит попугай попугаю: – Я тебя, попугай, попугаю! Отвечает ему попугай: – Попугай, попугай, попугай! |
|
Скороговорка про карася. Карасенку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!» На раскраске Карасенка – Три веселых поросенка: Карасенок поросят перекрасил в карасят! |
|
Про Яшу и Пашу. Яша с Пашей ели кашу, Саша с Машей простоквашу, А Мишутка съел селедку под шубкой. |
|
Буквы: Б, Р Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили. У барана беда Не растет борода Баран от природы Совсем безбородый |
|
Буквы: Б, Р Брежнев бритвой брови брил. Приходил Борис к Барбосу Карамель Барбосу бросил Карамельку «Барбарис» Барбос быстренько разгрыз. |
|
Буквы: Р, Ч В час вечерний с чашкой чая Паучок сверчка встречает, Пьёт сверчок чай в черевичках, Паучок пьёт в рукавичках. |
|
Скороговорки на звук Ш. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Мышонку шепчет мышь: “Ты все шуршишь — не спишь” Мышонок шепчет мыши: “Шуршать я буду тише”. |
Скороговорки с шипящими звуками [ж], [ш], [ч], [щ]
К скороговоркам с шипящими , , , родители и учителя обращаются чаще всего. Эти звуки тяжелее всего даются детям.
Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.
В шалаше
В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
Шла Саша по шоссе
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Рыжий кот
Лежебока рыжий кот, Отлежал себе живот.
Скороговорка на букву Щ
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
Скороговорка на букву Ж
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Мышата
Мышонку шепчет мышь: “Ты все шуршишь — не спишь” Мышонок шепчет мыши: “Шуршать я буду тише”.
Ёжик
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
Обруч
Обруч я верчу, кручу, циркачом я стать хочу.
Скороговорка на букву Ч
На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча. Грач кричал, грач горячился… А сосед не огорчился.
Какими они бывают
Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.
У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры — скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.
Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.
Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.
К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров — их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:
- народные, то есть известные издавна и не имеющие автора — подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке,
- авторские — сочиненные профессиональными литераторами.
Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.
Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер — это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.
Длинные скороговорки
Это длинные и сложные скороговорки, которые нужно стараться произносить не как можно быстрее, но как можно более четко. Попробуйте такую схему – возвращайтесь к началу, когда совершили ошибку.
Про хороводоведов
Те, кто водят хороводы — хороводоводы.
Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.
Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.
Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.
Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.
Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.
Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Про старушек
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.
Ежевичник
Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.
Про кошек и Алешку
Ел Алёшка ложкой лапшу,
А кошка Алёшки –
из плошки окрошку.
Съела кошка
окрошку до крошки,
потом решила:
«Пойду к Алёшке,
в плошку ложку
лапши попрошу».
https://youtube.com/watch?v=fkQV7Nkoamk
Еще несколько вариантов смешных скороговорок
Игры на свадьбу со скороговорками будут увлекательными даже без заготовленного для них сценария. Достаточно подобрать харизматичного ведущего, который, в свою очередь, позаботится о наличии смешных фразочек.
Примерами таких фраз могут быть следующие.
- «У меня было две шляпы: одна модна, другая – не модна».
- «Стоит куль на холме, выйду на холм – куль поправлю».
- «Прыжок с переподвыподвертом».
Чем больше абракадабр и каламбуров – тем лучше и веселее. Отметим, что для такого конкурса ведущий должен максимально быстро произносить фразу, чтобы участники не смогли сориентироваться и повторить четкое предложение. Оговорки гарантируют смех и праздничное настроение.
Посмотрите видео конкурса скороговорок на свадьбе:
https://youtube.com/watch?v=TQCdWhSyMM0
Более сложные скороговорки
Порой возникает необходимость улучшить дикцию не просто для себя, но и потому что этого требует профессиональная деятельность. В этом случае простыми упражнениями не обойтись, и понадобятся скороговорки для дикции взрослых более сложные. Именно их вы найдете в этом разделе.
Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Стоит в яме холм с кулями, выйду на холм, куль поправлю.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб.
Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Встретил в чаще ёж ежа,
– Как погода, ёж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала).
Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.
Карлик-лекарь Карл у карлицы-крали Клары украл кораллы. А карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик-лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла не крала бы кларнет.
Граф Пато играет в лото. Графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото, а граф Пато не знает про то, что графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото
Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.
Скороговорка про гиппопотама. Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Африку»
Илларионова Ирина Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Африку»
1. Совершенствовать представления дошкольников о среде обитания животных жарких стран (саванна – местность, где растут многие травы и редкие деревья; джунгли – тропические леса; пустыня – местность, где сплошной песок).
2. Познакомить детей с понятием и природным явлением мираж и понятием национальный парк (на огромной территории животные живут в комфортных условиях, в естественной среде и нет угрозы истребления человеком).
3. Расширять и активизировать словарь по теме животные жарких стран (Верблюд, антилопа, тушканчик, зебра, слон, лев, жираф, носорог, леопард, гепард, шимпанзе, горилла, бегемот (гиппопотам, крокодил, тигр, пантера, животное, хищник, травоядные).
4. Закреплять умение дошкольников употреблять в речи притяжательные прилагательные во время игры «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (слоновий хобот, львиная грива, крокодилий хвост, тигриные лапы, черепашья шея).
5. Закреплять умение детей делить слова на слоги и выделять гласные звуки при назывании животных жарких джунглей.
6. Обогащать речь детей словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -онок, -ёное, -ат, -ят — при образовании названия детенышей жарких стран в единственном и множественном числе и увеличительными суффиксами.
7. Закреплять умение детей давать характеристику звуку «р» (согласный, твердый-мягкий, звонкий, определять его местонахождение в слове и обозначать графически при назывании животных Саванны.
8. Развивать мелкую моторику в пальчиковой игре «Здравствуй, солнце золотое» и при выкладывании из палочек буквы «р».
9. Развивать четкую дикцию детей при проговаривании скороговорок.
Оборудование для НОД:
• Интерактивная доска с презентацией и электронными музыкально-дидактическими играми,
• Игра «Камнепад» (слоги, изографы с названиями животных.
Предварительная работа:
Просмотр телепередач о животных жарких стран, диафильмов, слайдов, картинок из альбомов «Живая природа», «В мире животных». Чтение рассказа Л. Толстого «Слон», рассказов Б. Житкова «Про слона», «Как слон спас хозяина от тигра», рассказов Е. Чарушина «Носорог», «Бегемот», «Лев». Разучивание физминутки (речь с движением «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде».
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей
Логопед: -Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся!
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.
Переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой.
Логопед: — Я прочитала в научном журнале статью о том, что ученые всего мира бьют тревогу о сокращении численности животных на жарком континенте.
-Как называется самый жаркий континент?
-Давайте найдем этот континент на глобусе.
-Какой по величине континент Африка?
С
- Садила баба бобы, а уродились грибы.
- Саша шубку мне сшил из шкурок шиншилл.
- Свиристель свиристит свирелью.
- Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала, всех цыплят поворовала — проворонила Варвара.
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишку сшиб.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски; Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить И тогда так заговоришь, Словно реченька зажурчишь.
- Стоит кабак не по-кабаковски, сшит колпак не по-колпаковски, надо кабак перекабаковать, а колпак переколпаковать.
- Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.
- И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
- C точки зрения банальной эpyдиции каждый индивидyyм, кpитически мотивиpyющий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии yтопического сyбьективизма, концептyально интеpпpетиpyя общепpинятые дефанизиpyющие поляpизатоpы, поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблемy yсовеpшенствования фоpмиpyющих геотpансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически коpеллиpyющих аспектов.
- Скороговорун скороговорил выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но расскороговорившись выскороговорил, что всех скороговорок не перескороговорить не перевыскороговорить
Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет
Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З
Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.
Детская скороговорка на звук Р
Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?
Скороговорка для детей на звук Р
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
Детская скороговорка для автоматизации звука Б
Белые бараны били в барабаны.
Смешная скороговорка для детей: звук Б
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
Скороговорка для детей на звук Б
Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка.
Читай также: Выговариваем звук «З»
Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш
Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»
Детская скороговорка для автоматизации звука Ж
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.
Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Скороговорка для детей: звук Ж
Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш
Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.
Скороговорка на звук Х
Вкусная халва – мастеру хвала.
Детская скороговорка на звук Щ
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.
Скороговора для детей на звуки Р и Ч
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Читай также: Учимся рычать букву «р»
Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Скороговорка для детей на звук Л
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
Детская скороговорка для автоматизации звука Л
Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.
Скороговорка на звуки З и С
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
Детская скороговорка на звук З
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Скороговорка для детей на звук З
За козой шагал козёл,
на козу козёл был зол,
позвала коза козлят,
а козла козлята злят.
Простая детская скороговорка: звуки С, Ц
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д
Странные вещи творятся на свете
странные взрослые, странные дети
странные мышки живут по углам
странные люди идут по делам
странные птички поют там и тут
странные булочки странно пекут
странные страны сторонников ждут
странные странники странно бредут
странные клоуны странно танцуют
странно художники кистью рисуют
странно в стране, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
разные вещи творятся на свете
разные взрослые, разные дети
разные мышки живут по углам
разные люди идут по делам
разные птички поют там и тут
разные булочки разно пекут
разные страны сторонников ждут
разные странники разно бредут
разные клоуны разно танцуют
разно художники кистью рисуют
снова я там, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
а если стране, где нет места добру
доброе слово сейчас подберу…
Как?
А вот так:
добрые вещи творятся на свете
добрые взрослые, бодрые дети
добрые мышки живут по углам
добрые люди идут по делам
бодрые птички поют там и тут
добрые булочки бодро пекут
добрые страны сторонников ждут
добрые странники бодро бредут
добрые клоуны бодро танцуют
бодро художники кистью рисуют
здорово видимо в доброй стране
как это здорово добрым быть мне!
Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи
Короткие скороговорки
Эти скороговорки в одну строчку стоит повторять как можно быстрее, при этом не забывая, что каждый звук должен быть четким и понятным.
Возле дома холм с кулями, выйду на холм, куль поправлю.
Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Саша — само совершенство, а еще самосовершенствуется!
Дробью по перепелам да по тетеревам
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
Дровоколорубы рубили дубы.
Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
Архип осип. Осип охрип.
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
В нашей покупке —Крупы и крупки.
В один, Клим, клин колоти.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
Ударения в лигурийской скороговорке
Чтобы самая длинная скороговорка «Лигурия» пошла вам на пользу и стала отличным подспорьем для развития артикуляционного аппарата, очень важно читать её правильно. Ведь тут мало чётко и внятно проговорить «в четверг четвертого числа» или про то, как лавировали где-то там корабли
Важно понимать смысл и суть текста из скороговорок, а здесь никак не обойтись без некоторых пояснений. Ко всему прочему, такие замечания сделают вашу речь более правильной и грамотной. Ведь сегодня очень многие люди коверкают ударения.
Итак, вот несколько важных замечаний о расстановке ударений в «Лигурии»:
- «Саше» — акцент на вторую гласную, так как речь идёт не об имени, а о подушечке с ароматизатором для отпугивания моли;
- В словах «вахмистр» и «ротмистр», что обозначают воинские звания, ударение делается на первый слог;
- В фразе «дёготниковая вдова» акцент тоже делается на первую гласную.
На заметку! В любом слове с буквой «Ё» ударение всегда ставится на неё.
Также стоит отметить, что ударение падает на первый слог в слове «кралась», а вот при произнесении названия города «Барнденбург» акцент стоит сместить на звук «у», поскольку по правилам русского языка это слово читается именно таким образом. На «у» ставится акцент и при обозначении самой Лигурии.
Обратите внимание! Лигурия – это не только название предложенного текста для развития дикции, но и область Италии
В работе над длинной скороговоркой обратите внимание и на прочтение слова «пономаря». Здесь акцент идёт на самый последний звук.. Когда будете читать «Лигурию», правильно читайте имена
Тут у вас может возникнуть заминка со словами «Фрола, Фролу». Стоит оговориться сразу, что трактования правильного произношения этого имени в различных источниках могут отличаться друг от друга. Но не стоит забывать правила и их исключения. В именах Петру, Фролу, Льву ударение ставится на последний слог.
Когда будете читать «Лигурию», правильно читайте имена. Тут у вас может возникнуть заминка со словами «Фрола, Фролу». Стоит оговориться сразу, что трактования правильного произношения этого имени в различных источниках могут отличаться друг от друга. Но не стоит забывать правила и их исключения. В именах Петру, Фролу, Льву ударение ставится на последний слог.
Безусловно, такая большая скороговорка про Лигурию, как её принято называть, не «дастся» вам просто так. Ведь часть слов в ней устаревшие, сегодня они практически не встречаются в нашей повседневной жизни – отсюда и основные сложности.
Рекомендуем прочитать: Самые сложные скороговорки
Определение скороговорки
Скороговорка — короткая фраза с усложненной артикуляцией в произношении определенных звуков. Фразы сочиняются на разных языках. Могут иметь вид одного предложения, а иногда состоят из целых четверостиший. В скороговорке происходит сочетание одинаковых звуков, однако слова, составленные из них имеют разное значение. Так же в составе стихов могут использоваться сложное произношение, шипящие звуки. Составленные таким способом стихи и предложения содержат в себе рифму и смысл, их используют для тренировки и развития речи как у детей, так и у взрослых.
Главная цель скороговорки
Фраза для развития дикции является учебным пособием для развития речевого механизма у детей. Скороговорки помогают малышу более точно и правильно произносить слова, тренируют речь для выразительного, понятного и четкого произношения.
Классификация скороговорок
Скороговорки для улучшения качества речи по своему составу можно различать по следующим принципам:
- Имеющие сложные и трудные компоненты произношения, например: к сложной можно отнести упражнения для букв р и д (на дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова, не руби дрова посреди двора). Пример трудной скороговорки: если «если» перед «после», значит «после» после «если», если «после» после «если», значит «если» перед «после». Такие фразы подбираются для взрослых людей при постановке дикции.
- Скороговорки для взрослых и для детей. Для детей: мимо маленькой Марины, пробежал медведь с малиной. Для взрослых: в четверг 4 числа, в четыре с четвертью часа, 4 черненьких чертенка, чертили черными чернилами чертеж, чертеж чрезвычайно чист. Взрослые фразы практически всегда отличается большой наполненностью звуков, сложным составом предложения, без надобности не следует давать детям такие фразы.
- Прибаутки бывают короткими, длинными и в виде четверостиший.
Правила изучения и произношения скороговорок
- Для правильного и качественного произношения звуков выбираем необходимые чистоговорки и выписываем на лист бумаги.
- Держим бумагу всегда на видном месте, чтобы не забыть про упражнения.
- Обязательным требованием для хорошего результата является регулярное повторение фраз, например 5-10 раз в день, в течение 10 минут.
- Такие тренировки должны войти в привычку, и вы запомните чистоговорки на память, записи уже не понадобятся.
- Обязательно каждые 10 дней меняйте чистоговорки, чтобы отработка звуков была регулярной, разнообразной, таким образом речевому аппарату будет легче адаптироваться к новым звукам.
- В самом начале практики постарайтесь как можно медленнее и по слогам проговаривать и четко произносить каждое слово. Следите за ритмичностью слов, ежедневно наращивая темп.
- Можно в чистоговорках делать акцент на окончание слов, таким образом дикция будет улучшаться, при этом согласные тяжелить нельзя.
- Произносить скороговорки лучше на одном дыхании быстро, ритмично и четко.
- Еще одной рекомендацией считается чтение чистоговорок по нарастающей звуков, т.е. сначала шепотом, потом все громче и громче.
- Существует методика прочтения разными голосами, используйте сначала детский, потом взрослый, хриплый женский или мужской.
- Для эффективных тренировок можно использовать разные направления эмоциональности. Произнося, работайте с эмоцией, произносите с радостью, с печалью, используйте интонации.
- Усложнить выполнение можно и с выполнением физических движений, произносить фразы и приседать, бегать или прыгать.
- Методика петь фразы для речи так же отлично влияет на будущую дикцию, для этого наложите слова на любимую музыку и пойте ее повсюду.
Самым главным правилом четкого и выразительного произношения является то, чтобы говорить правильно и быстро, следует научиться говорить медленно.
Изучения скороговорок с детьми имеет свои особенности.
Чистоговорки для детей являются фразами для игры и забавы, поэтому постарайтесь привить малышу интерес и любознательность к такому занятию.
Скороговорки с именами
Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Практически любую скороговорку вы сможете легко переделать, подставив имя своего ребёнка.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
У Андрейки брат Матвейка.
У Риты — маргаритки, У Ромы — ромашки, у Розы — розы.
У Танечки — угощение для Анечки.
Купила бабуся бусы Марусе.
У сыночка Санечки — маленькие саночки.
Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.
Миша что-то шепчет Маше.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Отважный Миша бежит от мыши.
Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом.
Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.
Саша на суше сушит суши.
У Сани нос в сметане.
Усатый Саня сел на сани.
Грянул рядом с Ромой гром.
Наша Даша лучше вашей.
Саша шапкой шишку сшиб.
Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.
У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины.
Полинка и Маринка любят рвать малинку.
У Влада— брат, Влад брату рад.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.
У Никиты — моток ниток.
У Матвея— билет на балет.
У Тимки и Димки новые ботинки.
На корабле, кроме Ромки, Артур и Артемка.
У Гриши в огороде — репа, редька, помидоры.
Кто прокатит Катю на катере.
Дина на льдине, а Динка на льдинке.
Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне.
Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.
У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Осип охрип, а Архип осип.
У фонтана — Ваня в кафтане.
Боря любит Олю, а Оля любит Борю.
У Тани — тайна, это Танина тайна.
У Игната — ягнята.
Гена моргал, а Егор подмигивал.
Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия.
Испугали Люсю бабусины гуси.
Настя и Костя отправились в гости.
Полина и Лёня лепили из пластилина.
Скороговорки – что это?
Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. Смешное содержание позволяет быстро запомнить скороговорки – ежедневные занятия будут веселыми.
Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания.
При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко выделяя каждый звук.
Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторам.
В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.