Весёлые скороговорки на букву с для детей

Скороговорки на звук «Л»:

Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!

Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Мал, да удал

Мыла Мила мылом пол,Половину не домыла,Мила мыло уронила!И вторую половинуМила вымыла без мыла!

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.

Около кола — колокола.

Камбала болтала без умолку о белых балканах.

Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ходят волки возле ёлки.

Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!

В Луку Клим луком кинул.

Галдела галка на елке.

Вкусна халва, халве хвала!

У клуба на клумбе клубок.

Всякое дело делай умело.

Наш Полкан попал в капкан.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.

Сел сокол на голый ствол.

Вол попал в логово волка.

Голубь, гусь и галка —Вот и вся считалка.

Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Нынче волчата галдят, как галчата,И, как волчата, галчата молчат. (Автор — М. Бородицкая)

Няня на ночь Милу мыла,Мила мыло не любила.Но не ныла Мила,Мила — молодчина.

У быка бела губа была тупа.

Чистоговорки для детей — лучшая подборка

Чистоговорки для детей — лучшая подборка

Чистоговорки для детей — лучшая подборка:

  • АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
  • АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады
  • ША – ША – ША — наша осень хороша
  • АТА – АТА – АТА — осень дарами богата
  • ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай
  • ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай
  • ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи
  • РУ – РУ – РУ — я колосья соберу
  • ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
  • ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
  • ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы
  • КА – КА – КА — белая мука
  • ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы
  • ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях
  • ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
  • ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха
  • НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры
  • РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист
  • АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
  • АХ – АХ – АХ – комбайны на полях
  • ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду
  • ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
  • УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты
  • АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
  • АД – АД – АД — вот фруктовый сад
  • ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
  • ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем
  • ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти
  • УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши
  • УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
  • ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
  • УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст
  • ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
  • АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду
  • АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
  • ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
  • ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
  • РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
  • ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
  • ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья
  • ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой
  • АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай
  • РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород
  • АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки
  • УК – УК – УК — собираем лук
  • ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы
  • ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры
  • ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
  • ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка
  • ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок
  • РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец
  • АН – АН – АН — спелый баклажан
  • СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
  • АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам
  • ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
  • АТ – АТ – АТ — из овощей салат
  • ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
  • ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
  • ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
  • ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
  • ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка
  • УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз
  • ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы

Речевой материал:

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Волки рыщут, пищу ищут. Вот тебе щи, а нас не ищи!

У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Мама, нас ты не ищи, щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

У осы не усищи, а усики.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Мой руки чище и чаще.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

От товарища отстать, без товарища стать.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.

Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит.

В роще щебечут стрижи и чижи.

Буква Щ щеночка мыла.
Песика щипало мыло.
Буква Щ тогда щеночка
Целовала нежно в щечку.

За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.

Пишет щука букву «ЩА»
Учит грамоте леща:
«Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель».

В черном ящике есть вещи
А еще на ощупь клещи.

Угощения для вас:
щука, овощи и квас

Лещ — плещется,
хвощ – хлещется.

Щёткой чищу я щенка,
щекочу ему бока.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

В роще и чаще ищите почаще
На щи, на кисель чернику, щавель

Злой кощей не любит щей.

Над рекой тучи гуще
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Я щавель на щи ращу
И на дождик не ропщу.

Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.

Где щи, там и нас ищи.

У наших щенков щетинка на щечках.

Щавель в роще поищу
Щи из щавеля сварю.

И сейчас же щётки, щётки
затрещали, как трещотки.

Тучи гуще, гуще, гуще,
капли чаще, чаще, чаще,
дождик пуще, пуще, пуще.

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Эта чаща гуще,
эта пуща чаще,
эта гуща пуще.

Щели-щелочки и щетки.

Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.
Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Тщетно тщится щука утащить леща.

Щенок жалобно пищит — тащит он тяжёлый щит.

В роще травы шевеля,
мы нащиплем щавеля.
Ты, нас, мама, не ищи —
щиплем мы щавель на щи.

Клещ нашел у клена клещи, это крысы были вещи.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Прищепкой прищепили вещи,
Вещи на ветру трепещут.

Щупал пищу осьминог,
Щупальца вводили в шок.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Хищники по лесу рыщут,
Хищники добычу ищут.

В помещении щенки, плащ погрызли на куски,
А теперь щенки пищат, прощать их мамы не хотят.

В черном ящике есть вещи
А еще на ощупь клещи.

Щавель в роще поищу
Щи из щавеля сварю.

И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки.

Хвостищем щука хлещет,
Лещ чешуею блещет.

Угощения для вас: щука, овощи и квас.

Щит Щелкунчик взял отважно,
Плащ надел и встал на стражу. Злой кощей не любит щей

Злой кощей не любит щей.

Щенок жалобно пищит — тащит он тяжёлый щит.

Щеночкам щеточками чистили щечки.

В роще щебечут чижи, чечётки, щеглы и стрижи

Пишет щука букву «ЩА»
Учит грамоте леща:
«Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель».

Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

У щенка несчастный вид,
Мячик больше не пищит,
Прокусил его щенок,
Он пищать уже не мог.

Над рекою тучи гуще
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Два щенка щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

Всякого щёголя в щёгольстве не перещеголяешь.

Прополощи свои плащи и на прищепку прищепи.

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щавель вырос ничего,
Щи сварили из него.
Щедрый стол накрыт к обеду.
Щи я буду кушать с дедом.

У Лещей шесть сыновей, еще маленький лещей.

В роще травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Ты, нас, мама, не ищи —
Щиплем мы щавель на щи.

В щелке ключик сделал «Щелк», Ящик запер на замок.

Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Щука щётку раскусила,
Щётку щука проглотила.

Ящер в ящик щетку прячет.

СКОРОГОВОРКИ НА ПРОИЗНОШЕНИЕ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ СОГЛАСНЫХ

  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • У осы не усы, не усища, а усики.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  • Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  • Инцидент с интендантом. Прецедент с претендентом.
  • Константин констатировал.
  • Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  • Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  • Течет речка, печет печка.
  • Щипцы да клещи — вот наши вещи.
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.
  • Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ.
  • Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  • В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Польза скороговорок в изучении английского языка

Когда мы учим английский, бывает непросто выговаривать отдельные звуки. Скажем, межзубной звонкий th иностранцы часто заменяют на s, а долгий гласный звук так и хочется произнести, как наш — в смысле русский.

У нас есть отличная статья — звуки в английском языке, загляни!

Это нормально, ведь новые звуки слишком непривычны для мозга и речи носителей другого языка. Одна только теория не очень эффективна, поэтому нужно практиковаться в произношении, чтобы мозг сформировал нужные нейронные связи, а органы речи привыкли совершать правильные движения. Скороговорки помогают ускорить этот процесс.

Скороговорки — это специальные речевые упражнения, чтобы отработать произношение звуков или их сочетаний.

Don’t twist your tongue, twist your brain!

Tongue twisters в переводе с английского значит скороговорки или в буквальном переводе — «заплетатели языка». Скороговорки — это не просто шуточные фразы и стихотворения, но еще и классный инструмент для отработки произношения: в них собраны слова с труднопроизносимыми и сложно сочетаемыми звуками.

При изучении английского языка скороговорки помогают четко выговаривать звуки и слова, избавиться от дефектов речи. При помощи скороговорок можно развить правильную артикуляцию английских звуков, чтобы звучать красиво и естесственно.

Как скороговорки помогают лучше говорить на английском: 4 этапа

Прочтение, прослушивание

Лучше всего услышать правильное произношение скороговорки, прежде чем озвучивать самостоятельно. В этом поможет преподаватель или видео-ролики. Если такой возможности нет, нужно сначала несколько раз прочитать, а затем медленно повторять. После этого — постепенно увеличивать скорость произношения.

Скороговорка будет работать, если вы действительно понимаете, о чем в ней речь. Прежде чем заглядывать в словарь, можно использовать иллюстрации или пофантазировать и сформулировать несколько вариантов перевода скороговорки.

Произношение

Самый трудоемкий процесс. Сначала нужно отработать по отдельности каждый звук, затем слово, которое его содержит, словосочетание и, наконец, весь текст целиком

Потом следим за ритмом и повторяем много раз.

Эмоциональный окрас

Чтобы представить скороговорку полноценно, важно задать ей настроение. Поиграйтесь с интонацией: грустно, весело, настороженно, удивленно

А еще можно добавить движения руками и даже пританцовывать.

Скороговорки еще называют чистоговорками, то есть чистое произношение звуков и слов. Они могут помочь сформировать правильную речь и дикцию. С помощью скороговорок легче учиться произносить слова правильно, не путая звуки между собой.

Кроме того, некоторые скороговорки могут быть символами устного народного творчества и погрузить в культуру страны.

Веселые и смешные скороговорки для развития дикции и речи у детей от 6 лет и старше

Скороговорка на букву Р.
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Про Карла и Клару. Буква Р.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Скороговорка про покупки.
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Скороговорка про выдру.
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал Грека через реку.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
Выдра в тундре.
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
Галки.
Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».
Про крабов.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли краб крабу.
Сено граблями краб грабь.
Кукушка, капюшон кукушонок.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Скороговорка про поросят.
У тридцати трех полосатых поросят,
Тридцать три хвостика висят.
Просковья и поросята.
Променяла Прасковья карася,
На три пары полосатых поросят,
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.
Свинья тупорыла
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
На то хрюшке и рыло.

Скороговорки с шипящими звуками на произношение самых проблемных звуков З, С, Ш, Щ, Ж, Р, Д, Б,

Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З.
Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.
Скороговорки на звуки З и С.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
У забора коза-коза вытаращила глаза
Скороговорка на звук З.
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их угощала.
Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш.
Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»
Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш.
Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.
Скороговора для детей на звуки Р и Ч.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Про попугая.
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Скороговорка про карася.
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!
Про Яшу и Пашу.
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу,
А Мишутка съел селедку под шубкой.
Буквы: Б, Р
Белые бараны били в барабаны,
без разбора били – лбы себе разбили.
У барана беда
Не растет борода
Баран от природы
Совсем безбородый
Буквы: Б, Р
Брежнев бритвой брови брил.
Приходил Борис к Барбосу
Карамель Барбосу бросил
Карамельку «Барбарис»
Барбос быстренько разгрыз.
Буквы: Р, Ч
В час вечерний с чашкой чая
Паучок сверчка встречает,
Пьёт сверчок чай в черевичках,
Паучок пьёт в рукавичках.
Скороговорки на звук Ш.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь — не спишь”
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.

Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):

Егор, Егор! Покажи свой дворВот мой двор, зеленый забор.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Тарара-тарара — поднимайся, детвора!Тарара-тарара – в детский сад идти пора!Туруру-туруру – поднимаем детвору.Тырыры-тырыры – нету дома детворы!

Дал Макар Роману карамельку,А Роман Макару – карандаш

Рома Маше нарвал ромашек.

Брат продал брату паркет из граба.

Красной краскою ЕгорКрасит крышу и забор.

Три сороки–тараторкиТараторили на горке.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Макару в карман комар попал.Комар у Макара в кармане пропал.Про это сорока в бору рассказала:«В кармане Макара корова пропала».

Ворон Карлсону оторвал карман,Карлсон завёл моторчик и пропал.

На ярмарке Торговый ЯрПродавал товар Макар.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

У КондратаКуртка коротковата.

Дали карапузу кукурузу,А карапуз просит арбуз.

На горе АраратРвет Варвара виноград.

Кавалеры королевы плылиК ней на каравелле.

У корнета нет кларнета.Подари кларнет корнету.

У корнета – кларнет,У нас – контрабас.

На сцене корнет играл на кларнете,В партере сидела дама с лорнетом,Следя за дуэтом корнета с кларнетом.

Карл играл на черном кларнете,А на рояле Лара играла.

У Марфы – нет арфы,У Глафиры – кефира.

Хранитель храма хазар храпел.

У вдовы ВарварыДва вора дрова воровали.Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.

Открывай, Варвара, ворота,От Варвариных ворот – поворот.

Открывай, Варвара, ворота,У двора на траве коли дрова.

Открывай, Увар, ворота,Дров несём невпроворот мы.

Карп КарпычУ Карпа КарпычаКарпа купил.

На завтрак у ВарварыКрабы и омары.

Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет.Если бы Карл у Клары не крал кораллы,То Клара у Карла не крала б кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Карл у Клары украл доллары,А Клара у Карла – квартальный отчет.

Матрос на корме кормит морских рыбок.На корме, кроме Ромы,Егор и Артем.На корме кроме Марка,Рая и Тамарка.

На горе АраратКараулила Варвара воронят.

На горе АраратКарл с Кларой рвали виноград.

В огороде у Федоры – помидоры.За забором у Федоры – мухоморы.

У киски в миске сливки скисли

Скороговорки на букву С для детей 5-6 лет

***

У киски в миске сливки скисли.

***

Село Соломатино насолило солонятины.

***

Ест кискa суп из миски.
Сытa кискa, пустa мискa.

***

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

***

На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место.

***

Сух сук нёс барсук.

***

У осы не усы, не усища, а усики.

***

Владислав слушает слова, а слышит слоги.

***

В Переславль послали посылку, для последующей пересылки.

***

Селa мышкa в уголок,
Съелa бубликa кусок.

***

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.

***

Везёт на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

***

Вася косил косилкой спелый овёс.

***

КОсит косец, а зайчишка косИт,
ТрУсит трусишка, а ослик трусИт.

***

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

***

Шёл косой козёл с косой,
Пришёл косой козёл с косой.

***

Съел Слава сало, да сала было мало.

***

Смыть себя мыло силилось и смылилось.

***

Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

***

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.

***

У Степана есть сметана,
Простокваша да творог, семь копеек — туесок.

***

Скaзaлa со смехом соседке синицa:
Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!

***

Коси коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.

***

Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси.

***

Сколько сказок, снов, рассказов
Рассказать готов нам сразу
Славный, шустрый, сероглазый из Сибири старичок.

Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1

https://abvgdee.ru

  1. Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
  2. Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
  3. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  4. На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
  5. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
  6. На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
  7. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
  8. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  9. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  10. Клара-краля кралась к Ларе.
  11. Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
  12. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  13. Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  14. Город Нерль на Нерли-реке.
  15. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  16. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  17. РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  18. Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  19. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  20. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  21. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  22. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  23. Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
  24. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  25. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
  26. Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
  27. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
  28. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
  29. Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
  30. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  31. Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
  32. Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
  33. Дробью по перепелам да по тетеревам.
  34. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  35. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
  36. Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
  37. Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
  38. Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
  39. Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
  40. Кириллу на рынке купили крынку.
  41. Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
  42. Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  43. Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
  44. Пойду в лес по рябую корову.
  45. Пришёл Панкрат с домкратом.
  46. Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
  47. Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
  48. Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
  49. Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
  50. Люди — с базара, Назар — на базар.
  51. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
  52. Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
  53. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  54. По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
  55. Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
  56. Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
  57. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
  58. Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
  59. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
  60. Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.

Особенности работы

Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.

Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:

  • взрослый проговаривает чистоговорку;
  • повторяют вместе с ребенком;
  • ребенок проговаривает ее самостоятельно.

Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.

Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.

Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.

Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.

Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.