15 лучших советов взрослым, желающим научиться произносить букву «р»!

Скороговорки на сочетание звуков ТР, ДР (в стечении согласных):

Тропка на травке, травка на тропке.

По травке тропа протоптана.

Трое трубачей трубят в трубы.

Два дровосека,Два дроворуба,Два дровокола.

Два дровосека, два дроворуба,Два дровокола отточили топоры.Топоры остры-то до поры,До поры остры топоры.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Крот-проныра запросто проник в парник.

Шустрая норка юркнула в норку.

В поле Фрося полет просо,Сорняки выносит Фрося.

Скороговорка о сковородкеИ скороварке.

Круг за кругом, круг за кругомМаршируем друг за другом.

Скороход покупал скороварки –Друзьям-скороходам подарки.Скороходы скоро ходят,Скороварки им подходят.

Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек станут веселым занятием взрослого с малышом.

Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как выразительно разговаривает ваш малыш. А также имеет четкую дикцию и правильное речевое дыхание.

Вам также будет интересно:

  1. Занятия по автоматизации звука Р
  2. Звук Р в словах
  3. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Тяжелая артиллерия.

Июнь 2017: смотрим Youtube, выполняем те же упражнения. К концу июня, я смог произносить Р плохо и изолированно. Не могу вставить Р в слова, ищу логопеда.

Сразу скажу: идите к логопеду. Не по скайпу, не по телефону. Только в живую, только тет-а-тет. Я научился более/менее самостоятельно произносить звук Р изолированно, но я не мог вставлять этот звук в слова. Звучало это следующим образом: идет первая часть слова, потом пауза, потом раскатистая РРРР, потом оставшаяся часть слова:) 

Сколько времени я занимался? Около 1-2 часа в день. Звук я поставил себе сам за 1.5 месяца. Почти два месяца я потратил на это. Представляете?

Мне очень сильно помогло вот это старое видео:

https://youtube.com/watch?v=L9RoHMVuyLY

На третьей минуте есть упражнение с ватой. Это одно из лучших упражнений, чтобы начать выговаривать звук Р с помощью кончика языка. Суть в том, что вы должны научиться направлять языком поток воздуха на кончик носа, где лежит вата и ее нужно сдуть. Дуть нужно именно на кончик языка, чтобы контролировать воздушный поток.

Далее на пятой минуте есть очень странное, но самое крутое упражнение, чтобы заставить язык вибрировать. Просто посмотрите видео. Это упражнение очень сильно мне помогло и кстати говоря, я делал его себе сам, и с помощью этого упражнения я заставил кончик языка вибрировать, чтобы появился первый настоящий звук Р.

Я делал все упражнения из видео и это заняло полтора месяца. Хотя я знаю человека, который делает эти же упражнения пол года и у него результата нет. А знаете почему? Он их делает 1-2 раза в неделю. Нужно делать каждый день.

Автоматизация звука «р» в стихах

Обучение в виде игры всегда проходит легче и веселее, поэтому хорошая идея закреплять в речи сложный звук с помощью забавных стихов-скороговорок.

Хорь

Хмурый-хмурый ходит хорь – На него напала хворь. Смотрит хитрая куница Сверху с пихты на хоря: – Ты сходил бы, хорь, в больницу, Не вздыхал, не охал зря. У тебя, наверно, хорь – Корь!
В. Суслов

Стрекоза

Стрекоза, стрекоза – Как фонарики, глаза. – Спи, – баюкает лоза… Будто дремлет стрекоза, Но глаза-фонарики Ищут, где комарики.
В. Мусатов

Теремок

Терем, терем, теремок. Звери строили домок – Ставенки резные, Двери расписные. Пришел медведь, Принялся реветь: – В теремок пустите! Двери отворите! Выходили звери, Отворяли двери. Смотрят на мишку: – Велик ты слишком! Теремок сломаешь, Зверей распугаешь! Уходи, медведь! Перестань реветь!
И. Лопухина

***

Спорили, ссорились Андрей с Григорием: – Я, – говорит Андрей, – Переговорю тебя быстрей! – А я, – говорит Григорий, – Быстрей тебя переспорю! А рядом стоял Кирилл, Смотрел на них, говорил: – Помирись, Андрей, с Григорием! Григорий, с Андреем не ссорься! Андрею Григория не переговорить, Не переспорить Григорию Андрея. Я один сумею вас уговорить, Помирить, передружить сумею!
И. Лопухина

***

У реки росла рябина. А река текла, рябила. Посредине глубина, Там гуляла рыбина. Эта рыба, рыбий царь, Называется пескарь.
Г. Сапгир

Варежки

Варежки у Вари пропали на бульваре. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара!
Е. Благинина

Буква Р

Пять лет Серёже в январе, пока четыре, пятый, но с ним играют во дворе и взрослые ребята. На брата сердится сестра. Её зовут Марина, а он стоит среди двора, кричит: «Ты где, Малина?» Твердит Марина: «Рак, ручей». Марина учит брата. Он повторяет: «Лак, лучей», – вздыхая виновато. Сестра твердит: «Прижми язык, прижми покрепче к нёбу». Он, как прилежный ученик, берётся за учёбу. Она твердит: «Скажи – метро. В метро поедем к дяде». «Нет, – отвечает он хитро, – В автобус лучше сядем». А как на санках, например, он с гор летает смело. Серёже только буква «р» немножко портит дело. Не так легко сказать «ремень», «мороз», «река», «простуда». Но вот в один прекрасный день с утра случилось чудо. Чихнула старшая сестра, он крикнул: «Будь здорова!» А ведь не мог ещё вчера сказать он это слово.
А. Барто

Как избавиться от картавости

Может ли человек с дефектами речи работать на радио? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не выговариваются, а работать в эфире, ну, очень хочется. В этом случае есть 2 пути: придумать себе авторскую программу, в которой ваша картавость или иной дефект будут изюминкой, вспомните «Шоу Шепелявых», или срочно заниматься с логопедам. Сегодня я расскажу вам эффективные методы борьбы с картавостью.

Основные причины картавости:

  1. укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
  2. слабость мышц языка
  3. неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
  4. нарушения фонематического слуха.

Учимся правильно произносить букву «Р»

Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся.

Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:

  • «Чистим зубы». Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево — вправо.
  • «Гладим небо, то есть нёбо». Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
  • «Воздушный бой». Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
  • «Сладкоежка». Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху — вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
  • «Индюк». Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача — в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.
  • «Барабан». Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».

Автоматизация звука «Р»

Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.Предлагаю вам следующий комплекс:

Слова:

Автоматизация «Р» в сложных словах:

Скороговорки:

https://youtube.com/watch?v=tj3GEwVKIpQ

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
Обязательно хвалите малыша

Ему важно ощущать свои достижения.

Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)

Нашла для своего Илюшки, может, ещё кому пригодится

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).

Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.

Скороговорки (Р)

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.

* * * Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!

* * * Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

* * * Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова.

* * * Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки Соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой.

* * * Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

* * * Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

* * * Выскочила мышка из-под рундучка, И опять под рундучок.

* * * Осип орёт, Архип не отстает – Кто кого переорет. Осип-осип, Архип – охрип

* * * Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

* * * Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

* * * Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

* * * Во мраке раки шумят в драке.

* * * Дар Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, Я купаю в луже брюшко. Для чего ходить под душ, Раз на свете столько луж.

Вышел Лев из-за горы И, подумав, молвил: -РРРЫ!

Подлетели какаду: -Что имели вы в виду? Рразорву и ррастерзаю? Рразнесу и рраскидаю? Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал: -Я просто РРРРРАД!

* * * У реки Росла Рябина. А река Текла, Рябила. Посредине — Глубина, Там гуляла РЫ-БИ-НА. Эта рыба — Рыбий царь, Называется Пескарь.

* * * Дворник дверь Два дня держал — Деревянный дом Дрожал. Ветер дёргал Эту дверь. Дворник думал Это зверь.

* * * Скороговорка СОРОК СОРОК

Сорок сорок Для своих сорочаи Сорок сорочек, Не ссорясь строчат. Сорок сорочек Прострочены в срок- Сразу поссорились сорок сорок.

Не боится Рома Ни грозы, ни грома.

— Кра! — Кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Брошь украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! — Стой, ворона, Не кричи! Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана. У тебя ведь Нет кармана. — Как! — Подпрыгнула ворона И моргнула Удивленно. — Что ж вы раньше Не сказали! Кар-р-раул! Кар-р-рман Укр-р-рали!

* * * Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась : «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка — Три весёлых поросёнка : Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

* * * Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку — вот напасть- Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало.

* * * Клара-краля кралась к Ларе.

* * * Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.

* * * Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

* * * Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

* * * Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

* * * На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

* * * Дpозд пpост — упорный хвост, проворный нос.

* * * На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

* * * Дpозд, дpозд, Пpост, пpост, Ковaный нос, Железный хвост.

* * * Город Нерль на Нерли-реке.

* * * Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

* * * Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

* * * Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок.

* * * Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.

* * * Проворонила ворона воронёнка.

* * * Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

* * * За горою холм с кулями, Выйду на холм куль поправлю.

* * * На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.

* * * В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

Итак, теперь начинаем выполнять основной блок упражнений

В этой статье приведено несколько способов развития дикции. Выполняя регулярно описанные упражнения, вы сможете исправить дефекты своей речи, а значит, и избавиться от комплексов, связанных с этой проблемой. Хип-хоп культура является популярной и с каждым годом все больше людей хотят стать ее частью. В этой статье вы сможете узнать основы и правила чтения рэпа. Представленные советы помогут сделать первые шаги в этом направлении.

В этом вам могут помочь стихи и скороговорки. Очень часто дети начинают картавить тогда, когда в их непосредственном окружении есть люди, обладающие подобным дефектом. Например, зачастую дети картавят только потому, что в их семье есть человек, который имеет такой же дефект, а ребенок просто выбрал его в качестве примера для подражания. О борьбе с этой напастью в случае с взрослыми людьми мы уже говорили. Картавость — когда человек не выговаривает или неправильно произносит букву «р». В большинстве случаев эта проблема решается сама собой с возрастом.

Скороговорки на сочетание звуков ТР, ДР (в стечении согласных):

Тропка на травке, травка на тропке.

По травке тропа протоптана.

Трое трубачей трубят в трубы.

Два дровосека, Два дроворуба, Два дровокола.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Крот-проныра запросто проник в парник.

Шустрая норка юркнула в норку.

В поле Фрося полет просо, Сорняки выносит Фрося.

Скороговорка о сковородке И скороварке.

Круг за кругом, круг за кругом Маршируем друг за другом.

Скороход покупал скороварки – Друзьям-скороходам подарки. Скороходы скоро ходят, Скороварки им подходят.

Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек станут веселым занятием взрослого с малышом.

Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как выразительно разговаривает ваш малыш. А также имеет четкую дикцию и правильное речевое дыхание.

Причины картавости

Картавая речь может иметь разные причины:

  • Нетипичное строение полости рта, например, недостаточной длины уздечка, выдвинутая вперед нижняя челюсть, инертный язык. Это нарушает работу артикуляционного аппарата и человек картавит на букву “р”.
  • Органические нарушения слуха. Снижение слуха приводит к недоразвитию моторной стороны речи и неправильному произношению.
  • Наследственность. Существует мнение о большой вероятности наследования от родителей такого дефекта.
  • Психологические. В результате сильного стресса, непредвиденной ситуации может возникнуть сбой в работе организма и измениться произношение некоторых звуков.
  • Социальные. Если родители не обращают внимания на то, как разговаривает ребенок, не принимают своевременных мер по исправлению нарушения речи, картавость может остаться с ним надолго.

В случаях, когда движения языка сдерживает короткая уздечка, применяют оперативный метод. Но как показывает практика, они достаточно редки.

Возникают резонные вопросы: “Лечится ли картавость?” и “Как избавиться от нее и перестать картавить букву “р”?

Причем некоторые хотят быстро перестать картавить. Сразу оговоримся, что не картавить букву “р” за 1 день не получится — таких методик нет.

Труд, труд и еще раз труд в работе над собой способен привести вас к заветной цели!

С чего начать

Для правильного развития речевого аппарата с помощью скороговорок логопеды рекомендуют:

  • Делать все постепенно. Научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки довольно сложно, поэтому для начала следует осваивать звуки. Начинать лучше с четкого проговаривания слов по слогам.
  • Хороших результатов можно достичь при регулярности занятий. Поэтому их следует проводить ежедневно.
  • Проявить терпение, поскольку увидеть положительный результат после проведения 2-3 занятий вряд ли удастся.

Одним из ключевых моментов в изучении и проговаривании скороговорок является заинтересованность ребенка. Поэтому логопеды рекомендуют проводить занятия в игровой форме.

Здесь можно воспользоваться следующими приемами:

  • Подготовить картинки либо игрушки, о которых идет речь в скороговорке. Это позволит ребенку быстрее запомнить фразу и научиться ее правильного проговаривать.
  • Сделать инсценировку происходящих событий в скороговорке. Организовав мини-представление, можно не только повеселить детей, но и получить быстрое запоминание фраз.
  • Прохлопывать ладонями скороговорку, создавая таким образом определенный ритм. Такой прием лучше всего подойдет для детей младшего возраста.
  • Перекладывать мяч из одной руки в другую во время проговаривания рифмованных строк. Это позволит ребенку лучше сконцентрироваться и более четко произносить каждое слово.
  • Подбрасывать мяч вверх во время проговаривания фраз, стараясь держать один и тот же темп. Рекомендуется родителям продемонстрировать ребенку, как это делать правильно, либо выполнять эти действия вместе с детьми. Стоит отметить, что подбрасывать мяч вверх следует при произношении нового слога.
  • Предложить посоревноваться с ребенком в быстроте и четкости проговаривания скороговорки. В конце состязания победитель обязательно должен получить приз. Чтобы не расстраивать ребенка, взрослые должны поддаться – это замотивирует детей к изучению новых фраз. Такой соревновательный процесс подойдет для детей младшего возраста, которые стремятся всегда и во всем быть первыми. Соревнования можно устроить и между детьми, например, на дни рождении или просто во время совместной прогулки. Детям следует предложить легкую скороговорку и помочь им ее разучить. Чтобы участники не расстраивались при проигрыше, рекомендуется для каждого подготовить утешительный приз.

Также перед разучиванием скороговорок следует проконсультироваться с логопедом, который объяснит, как правильно выполнять постановку языка при назывании звука и даст другие полезные советы. Это поможет получить максимальную эффективность от домашних занятий.

https://youtube.com/watch?v=D1FLEhI_aKQ

https://youtube.com/watch?v=GKuk9tqzcJw

Альтернативные методики обучения

Обучить правильному произношению ребёнка можно на примере любимой песни из мультика. Можно включать его каждый вечер, и начинать просмотр с подпевания мелодии со словами. Взрослым также поможет музыка, особенно поп-исполнителей. Для обучения подойдёт плавная композиция с хорошим исполнителем-французом.

Контролировать качество произношения можно при помощи диктофона. Записи стоит сравнивать с речью носителей. Это может быть аудиокурс по изучению языка или текст блогера с ютуба. Но нужно быть внимательным, так как не все французы сами правильно выговаривают звуки.

Хороший результат даёт чтение вслух текстов на французском языке. Это могут быть классические произведения или простая пресса

Содержание не столь важно, ведь звук «р» достаточно распространён

Стоит обращать внимание на произношение в разных позициях

Можно разучивать стихотворения на французском. Особенно это удобно делать, слушая чтение актёров и повторяя за ними. Это поможет сформировать правильное произношение, а также скорректировать ошибки. На начальном этапе стоит выбирать людей с лёгким звуком, без напора

По мере совершенствования языка, можно обращать внимание на чтецов с более мощным грассированным «р». Оно сложнее в произношении, но овладеть им нужно, чтобы разговаривать красиво и правильно

При налаженном навыке чтения на французском, можно использовать для обучения поговорки и скороговорки с обилием «р». Они помогут закрепить навык и довести произношение до автоматизма. Но вводить это упражнение стоит в самом конце, когда артикуляционный аппарат готов к правильному звуку. Из наиболее популярных фраз можно выделить несколько самых эффективных:

  • «Mon père est maire, mon frère est masseur».
  • «Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».
  • «Rat vit riz, Rat mit patte à ras, Rat mit patte à riz, Riz cuit patte à rat».

Начинать проговаривать фразы нужно в медленном темпе. Стоит особенно следить за произношением «р» и возникновением вибраций. На конце слова их допускается до 2-х, а в других частях не должно быть совсем.

После освоения медленного темпа без ошибок, стоит попытаться проговаривать быстрее. Это поможет ориентироваться в устной речи и не теряться при общении с французами. Так произношение «р» дойдёт до автоматизма и станет получаться легко и незаметно.

Работать над звуками нужно не менее 2-х раз в день. В противном случае речевой аппарат может снова адаптироваться под русскую «р», и его придётся настраивать заново. Лишь когда мышцы полностью запомнят своё положение, можно проводить занятия 2-3 раза в неделю.

Скороговорки на Р и Л

Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

***

Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.

***

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.

***

В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.

***

Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.

***

Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.

234 слова с 3 буквами «Р»

Самое длинное слово с тремя «Р»: превысокомногорассмотрительствующий — 35 символов.

Начинаются на «Р»

Равнораспределениерадиоаппаратурарадиогидрометеорологическийрадиометеорографрадиопереговорырадиопрозрачныйрадиопротекторрадиорепортажразархивировавшийразархивироватьразборркаразбронироватьразгерметизировавшийсяразгримировавшийсяразгримировывавшийразгримировывающийсяразгруппировыватьразнохарактерностьразнохарактерныйразрекламировавшийразрекламируйразрыв-траварасквартировавшийсярасквартируйрасконсервированныйраспредустройствораспрекрасныйраспропагандироватьраспростершийсяраспростиравшийраспространениераспространительраспространявшийсяраспространениераспространительраспространявшийсярассортировкарассортировывающийрастиражировавшийрастиражироватьрастранжириватьрастранжиритьрастренированностьрасформировкарасформировывавшийрасформируетсярасформируйрасхорохоритьсярасхрабритьсяреакторостроениереверберацияреверсерреверсированиереверсоррегенераторрегистраторрегистраторшарегистратурарегистрировавшийсярегрессироватьрезервирующийрезервуаррезерфордрезьбофрезерныйреконструироватьрекордеррекрутироватьрекуррентныйремилитаризированныйрентгеноструктурныйреокардиограммареокардиографреокардиографиярепатриированныйрепортершарепрезентироватьрепрессироватьрепрография

репродуцировавшийсярепродуцированныйреструктуризацияресурсосберегающийресурсосбережениеретровирусретроградретроградствореферированиереформированиерефрактерностьрефрактометрияреэкспортироватьреэмигрироватьрирпроекция.

Начинаются и заканчиваются на «Р»

Радиоветромеррадиокомпараторрадиооператоррадиоприборрадиопрожекторрадиопротекторрадиорупоррадиорупоррадиоспектрометрраспростерреверсерреверсоррегенераторрегистраторрекуператорреорганизаторрепертуаррепортеррепрессоррепродукторреспираторреспирометрреставраторресторатеррестораторретардерретрансляторреформаторрефрактометррефракторричеркаррозенкрейцеррубрикатор.

Заканчиваются на «Р»

Автотрансформаторагролесомелиораторагромелиораторантрепренёрарретирартродираэротермометрбарорецепторбаротермометрбарражироватьбарристергенерал-губернаторгенерал-директоргенерал-майор-инженергидрогенераторгидроинтеграторгидромелиораторгидросепараторгироориентаторгруппенфюрердражираторзерноаспираторинтерорецепторинтерпретатор

интерферометрирригаторкарбюраторкарбюризаторквартирмейстерквартирмистрквартирьерконтргрейферконтрпримерконтрреволюционеркоррелометркорреляторкоррепетиторкультуртрегермакропроцессормаршрутизатормикроамперметрмикроконтроллермикропроцессормикротранзисторпарогазогенераторпарогенераторпарторганизаторперфораторпирограверпрапращурпремьер-министрпрепараторпрепроцессорпрессорецепторпробирерпрограмматорпрокураторпрокурорпропреторпроприоцепторпроректорпротопресвитерпроторозаврпротракторпрофилеразмерпрофорганизаторснеготранспортерсоломотранспортерспектрокомпараторстереокомпараторстереопроекторсуперарбитртелерепортертермобарометртермогенератортерморегулятортерморезистортерморецептортеррамартерренкуртрансбордертрансвертертранспортертранспортиртрансформатортурбогенератортурбокомпрессорультраконсерваторультрареакционерфейерверкерферрометрферрофосфорфоторегистраторфоторепортерфотоэлектрогенераторцветокорректорштандартенфюрерштрейкбрехерэкспроприаторэкстерорецепторэлектрогенераторэлектроинтеграторэлектроприборэлектростартерэлектротракторэрдельтерьер.

98 слов с 4 буквами «Р»

Арткорректировщик,артрозоартрит,гидротранспортировка,гидроэнергоресурс,кибертерроризм,коронарокардиосклероз,микропрограммирование,перепрограммирование,перерегистрировавшийся,прокорректировать,прореферировать,протранскрибировать,прохронометрировать,терроризирование,тетранитропентаэритрит,трансформаторостроитель,тринитрорезорцинат,электрокардиоциркулограф,эритрокруорин.

Начинаются и заканчивается на «Р»

Радиоинтерферометр,радиорепортер,радиорепортёр,радиорепродуктор,реактор-конвертер,ревербератор,реверберометр,рельсотранспортер,реперфоратор,рефрижератор,рирпроектор,ручка-корректор,

Заканчиваются на «Р»

Авторефрижератор,бронетранспортёр,генерал-квартирмейстер,генерал-прокурор,гидротрансформатор,кремортартар,микроинтерферометр,обер-квартирмейстер,обер-прокурор,обергруппенфюрер,обершарфюрер,оберштурмбаннфюрер,оберштурмфюрер,проприорецептор,суперрегенератор,термоэлектрогенератор,керри-блю-терьер,арбертурер.

Населённые пункты с 4 «Р»

АррастрадероАусерферрераБарренгарриБеррегерраБерринарбор

БиракришначандраперБирахаркрашнаперДерридаррагИннерферрераКарригкерриМарина-ди-КаррараМартиеррероМеррамберраНарраберраНаррингербергНидерндорфербергНидерхаррернНордербрарупОберрордорфОберрорендорфОберрюрингсдорфОберхаррерн

ЛерранарворталЛьедраморрераРайтерербергРоршахербергРуэррероСрирангараджаперамТеррамерраТоррамбарриТорребарриоТоррегутьерресУнтеррорендорфУнтеррюрингсдорфУоррадерриФирхерренборнХаррерсдорфХарроубарроуШуррерпрамбах