Упражнения для развития и улучшения дикции речи и голоса

Как улучшить дикцию и четкость речи

В этом деле терпение, время и желание – главные помощники. Несистематичные тренировки дикции не дадут никакого результата. Если ребенка можно своевременно записать на занятия к логопеду, то взрослые могут самостоятельно улучшить артикуляцию – наилучший эффект дают ежедневные занятия.

Существует целый комплекс довольно несложных упражнений, которые помогут улучшить произношение и технику речи. Самый доступный и известный еще с детства метод – проговаривание скороговорок. Частое проговаривание этих небольших по объему и ритмичных фраз помогут добиться прогресса уже буквально через считанные недели. Если в речи есть небольшие дефекты (проблемы с определенным звуком), то все упражнения, в том числе и скороговорки, должны быть с акцентом именно на проблеме. То есть, если у человека трудности с формированием свистящих и шипящих звуков, нужно повторять фразы, где такие звуки доминируют.

Для усложнения задачи можно поместить в рот (за щеки) грецкие орехи и продолжать выговаривать скороговорки.

Если к срокам улучшения артикуляции выдвинут лимит, лучше совместить самостоятельные занятия и посещения специалиста.

Скороговорки для детей 3-4 года

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

  • , ,
  • ,

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных , , свистящих, шипящих и звука

Веня и Иван не виноваты
Увидим Вадима и удивим
В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
Внимание: в водоеме водяной
Видите: на диване у Вовы два удава

  • Конфеты — фее, конфетти — Тимофею
  • У Фимы — финики. У Фани — фантики
  • У Федота — фагот
  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу
  • На копытах — подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома — домовой, в воде — водяной
  • Один да один — два
  • Опятки не на пятке
  • У Антона — антенна
  • У Тани — тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
  • У Капы — компот
  • У кока — какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии
  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте — Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана — хна
  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене
  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам

Скороговорки для детей 3-4 года

Упражнения для дикции: скороговорки для начинающих

Не все могут самостоятельно определить проблемы в произношении. Сделать это можно так: записать свою речь на видео- или аудионоситель и прослушать со стороны. Если вы слегка картавите или торопливо «проглатываете» звуки, это будет слышно.

Сравните свою речь с речью дикторов на телевидении. Это хороший способ выявить основные ошибки.

Найдите в интернете видео или описание правильной артикуляции сложных звуков («р», «ж», «ч» и др.) и проанализируйте свою речь с этой точки зрения. Там же можно отыскать упражнения для дикции и какие скороговорки улучшают дикцию.

Самый беспроигрышный способ улучшения речи – это обратиться к профессионалу.

Для тех, кто только начинает работу, есть рекомендации:

Начинайте с простых фраз, нацеленных на проработку одного или двух проблемных звуков.
Не торопитесь.
Обращайте внимание на правильную артикуляцию звуков.
Занимайтесь перед зеркалом, ни на что не отвлекаясь.
Читайте книги вслух: это развивает фонематический слух.

Вот несколько примеров коротких современных скороговорок для развития дикции. На звук «Ч»: у четырех черепах по четыре черепашонка». На звук «Ж»: ужа удалила ужица. На звук «Р»: вставай, Архип, петух охрип.

Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет

Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З

Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.

Детская скороговорка на звук Р 

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Скороговорка для детей на звук Р 

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели. 

Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Детская скороговорка для автоматизации звука Б 

Белые бараны били в барабаны.

Смешная скороговорка для детей: звук Б 

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне. 

Скороговорка для детей на звук Б 

Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка. 

Читай также: Выговариваем звук «З»

Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш 

Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Детская скороговорка для автоматизации звука Ж 

Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.

Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Скороговорка для детей: звук Ж

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.

Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш

Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.

Скороговорка на звук Х 

Вкусная халва – мастеру хвала.

Детская скороговорка на звук Щ 
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

Скороговора для детей на звуки Р и Ч

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Читай также: Учимся рычать букву «р»

Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Скороговорка для детей на звук Л 

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Детская скороговорка для автоматизации звука Л

Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.

Скороговорка на звуки З и С

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.

Детская скороговорка на звук З 

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Скороговорка для детей на звук З 

За козой шагал козёл,
на козу козёл был зол,
позвала коза козлят,
а козла козлята злят.

Простая детская скороговорка: звуки С, Ц

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д

Странные вещи творятся на свете 
странные взрослые, странные дети
странные мышки живут по углам
странные люди идут по делам
странные птички поют там и тут
странные булочки странно пекут
странные страны сторонников ждут
странные странники странно бредут
странные клоуны странно танцуют
странно художники кистью рисуют
странно в стране, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
разные вещи творятся на свете 
разные взрослые, разные дети
разные мышки живут по углам
разные люди идут по делам
разные птички поют там и тут
разные булочки разно пекут
разные страны сторонников ждут
разные странники разно бредут
разные клоуны разно танцуют
разно художники кистью рисуют
снова я там, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
а если стране, где нет места добру 
доброе слово сейчас подберу…
Как?
А вот так:
добрые вещи творятся на свете 
добрые взрослые, бодрые дети
добрые мышки живут по углам
добрые люди идут по делам
бодрые птички поют там и тут
добрые булочки бодро пекут
добрые страны сторонников ждут
добрые странники бодро бредут
добрые клоуны бодро танцуют
бодро художники кистью рисуют
здорово видимо в доброй стране
как это здорово добрым быть мне!

Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка. 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

Другие известные скороговорки

Здесь мы собрали коротенькие скороговорки, которые буду интересны и понятны даже малышам.

Белка

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Мыла Мила

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.

Сонька на санках

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Галки

Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок поп в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».

Вез корабль карамель

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели.

Купила Марусе бусы бабуся

Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у внучки Маруси — Все бусы склевали по бусинке гуси.

Бычок

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Что дает заучивание скороговорок?

  1. С помощью скороговорки, ребенок тренирует речевой аппарат. Его мышцы становятся подвижными, а речь — более четкой и выразительной.
  2. Несмотря на то что само слово «скороговорка» означает «быстро говорить» их заучивание вырабатывает у детей привычку говорить медленно, четко произнося все звуки.
  3. Стараясь выучить текст, малыш осмысливает все, что нужно запомнить. Учится управлять своей интонацией, пользоваться мимикой и жестами.
  4. Чтобы запомнить скороговорку, ее нужно не один раз прослушать. Умение сосредотачиваться — навык, который очень пригодится в школе, где ежедневно придется «обрабатывать» много разной информации.

Как учить скороговорки?

  1. Сначала мама читает скороговорку, проговаривая каждую буковку, потом просит малыша повторить за ней. Делать это нужно очень медленно, разбивая слова на слоги.
  2. Когда малыш уже хорошо знает текст, предложите ему прочитать стих без звука. Во время этого упражнения хорошо прорабатываются мышцы губ и языка.
  3. На третьем этапе делаем то же, только шепотом. Пусть фразы звучат ясно и четко. Хорошо чередовать чтение скороговорки наизусть шепотом с проговариванием ее вслух.
  4. Когда ребенок выучил скороговорку так, что она буквально отлетает от зубов, предложите ему побыть актером. Пусть он прочтет стихотворение с вопросительной интонацией и с восклицанием, задорно и печально, задумавшись и разозлившись.
  5. Попросите ребенка быстро три раза подряд проговорить скороговорку.

Вернуться в раздел Детские стихи

Что такое дикция?

Дикцией принято называть четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

Дикция показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла

Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы

Хороший оратор

Как улучшить дикцию и четкость речи у взрослого человека

Взрослый сам в состоянии корректировать дикцию, регулярно выполняя несложные упражнения, если нет физических отклонений: перенесенных заболеваний носоглотки, нервной системы, стоматологических проблем. Все они требуют вмешательства специалистов.

Возможна самостоятельная тренировка диафрагменного дыхания, лишенного напряжения. Самое простое упражнение: надуйте на вдохе живот, на выдохе – втяните. Пяти минут в день будет достаточно, чтобы развить дыхание.

Взрослый человек в состоянии понять, как он говорит. Для этого изучите работу речевого аппарата, определите свои ошибки. Контролируйте себя в повседневной жизни. Чаще смотритесь в зеркало. Оно поможет вам в правильной постановке звуков.

Качество речи повышается при чтении вслух стихотворений, состоящих из одного предложения.

Примером могут служить произведения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», Фета «Я пришел к тебе с приветом». Стихотворения для улучшения выговора р: «Буря с берега» Валерия Брюсова, «Полтавский бой» Александра Пушкина.

Ритмика стихотворений помогает контролировать дыхание. Они похожи на скороговорки, но в рифмованной форме. Быстро проговаривая лирический текст, вы почувствуете трудности произношения.

Если читаете медленно, выделяются гласные звуки. Они контролируют правильный выговор, интонацию, улучшают дикцию. Можно использовать произведения Владимира Маяковского с ярко выраженной ритмикой. Или стихотворения Александра Блока с плавным ритмом.

Интонации произношения скороговорок

Ни в коем случае не читайте фразы монотонно! Вспомните наставления своих школьных учителей, когда вы изучали стихотворения. Нужно говорить с чувством, с толком, с расстановкой, эмоционально, следить за артикуляцией.

Начните тихо с холодными эмоциями, с недовольством. Затем проговорите в веселом, радостном настроении, излучая счастье. Потом можно читать нежно и таинственно. Таким образом, ваш мозг будет лучше усваивать информацию, и произношение будет все четче.

  1. На мели мы налима лениво ловили.
  2. Меняли налима вы мне на линя.
  3. О любви не меня ли вы мило молили.
  4. И в туманы лимана манили меня.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Что делать, если ребенку 4 года и он не разговаривает

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки

Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь

При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Скороговорки для взрослых: 50 лучших скороговорок со смыслом ✍

Ниже представлены самые длинные и короткие прикольные скороговорки для развития речи и дикции взрослых и детей. Каждая из них имеет свое значение и разрабатывает отдельную букву алфавита. Взрослые скороговорки для развития дикции отлично подойдут для пьяной компании, когда у всех уже заплетается язык. Можно устроить конкурс на самые сложные смешные скороговорки для дикции.

  1. Пустельга попусту попустительствует пустельжонку.
  2. Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватели.
  3. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  4. Гимн одним нагим ногам.
  5. В Чите речка течет Читинка.
  6. Шел Шишига по шоссе, шел шурша штанами. Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка», шевельнет ушами.
  7. Недопереквалифицировавшийся.
  8. Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.
  9. Цапля чахла, Цапля сохла, Цапля сдохла.
  10. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
  11. Это колониализм? ‒ Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  12. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
  13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  14. Интервьюер интервента интервьюировал.
  15. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  16. Билль о правах бильярдиста.
  17. Прецедент с претендентом. Инцидент с интендантом.
  18. Высшие эшелоны шествовали подшофе.
  19. Я ‒ вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  20. Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче.
  21. Рододендроны из дендрария.
  22. Потея на жаре, я не жирею. Я жирею, себя жалея.
  23. Клара-краля кралась к Ларе.
  24. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
  25. Дипломированный дантист долбит дупло долотом. Днем дурачит девушек дешевым одеколоном.
  26. Достоевский доставал диски и доски, долго давал довольным детям удивительные допинги и дубинки.
  27. Около ямы три хвоя вялы: на хвой стану, хвой достану.
  28. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  29. Ткет ткач ткани на платки Тане.
  30. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  31. Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
  32. Беспечность любит обеспеченность.
  33. Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат.
  34. Покупая попугая, не пугайте попугая, Не пугайте попугая, попугая покупая!
  35. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
  36. Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
  37. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  38. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  39. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  40. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
  41. Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского вавилонянина.
  42. Налогооблагаемая благодать.
  43. Не видно ‒ ликвидны акции или неликвидны.
  44. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  45. А мне не до недомогания.
  46. Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал.
  47. Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?
  48. Ах у ели, ах у елки, ах у ели злые волки.
  49. Ах, у ямы холм с кулями, выйду нА холм, куль поправлю.
  50. Бабкин боб расцвел в дождь – будет бабке боб в борщ.

комментарии

добавить комментарий

Упражнения для дикции

Изменить произношение школьников и дошкольников помогают «взрослые» методики, но проводимые  в игровой форме.

Для разминки предложите покусать кончик языка, пожевать язык боковыми зубами, закусить изнутри щеки, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, изобразить губами трубочку, надуть щеки и выбить воздух ладошками.

Учат правильному выговору скороговорки, фразы для отработки звуков, произношение перед зеркалом. Полезны коллективные игры на развитие артикуляции: «Поезд с арбузами», «Ходьба», «Эхо», «Зоопарк», пальчиковые игры.

Ребенок должен уметь правильно расставлять ударения в словах, склонять разные части речи. Тогда усвоить нормы литературного языка будет проще.

Чтение художественных текстов по ролям и вслух отрабатывает интонацию, четкость  выговора. Детям интересно говорить с орехами во рту, с карандашом в зубах, произносить слова при ходьбе.

Если регулярно работать над собой, все эти несложные приемы помогут приобрести правильные речевые навыки, исправить дефекты выговора.

Скороговорки и чистоговорки — самая большая коллекция

Коллекция скороговорок и чистоговорок, не имела цель набить страницу чем попало. Поэтому, под словом самая большая надо понимать, те, что более менее адекватные. Полный трэш и глупости — зачем они вам надо.

  1. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои
    Что купили, прикупили, покупали что смогли

  2. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

  3. Интервьюер интервента интервьюировал.

  4. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но, заскороговорившись, выскороговорил,
    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

  5. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет

  6. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии

  7. Флюорографист флюорографировал флюорографистку

  8. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв

  9. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

  10. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

  11. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.

  12. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.

  13. Осип охрип, Архип осип

  14. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб

  15. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

  16. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

  17. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

  18. Шла Саша по шоссе и сосала сушку

  1. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  2. Четверть четверика гороха без червоточинки.

  3. Константин констатировал.

  4. У ежа — ежата, у ужа — ужата.

  5. Жутко жуку жить на суку.

  6. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

  7. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

  8. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

  9. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымохо

  10. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

  11. Сшит колпак, да не по-колпаковски.
    Вылит колокол, да не по-колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

  12. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели

  13. Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

  14. Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала.

  15. Петя был мал и мяту мял. Увидала мать — не велела мять.

  16. Съел Слава солено сало, да сала Славе мало.

  17. Ты, молодец, скажи молодцу,
    Пуст молодец молодцу скажет,
    Пусть молодец теленка привяжет.

  18. Испугались медвежонка
    Еж с ежихой и с ежонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.

  1. Два дровосека, два дроворуба,
    Два дровокола отточили топоры,
    Топоры остры-то до поры,
    До поры остры топоры, до времени.

  2. Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.

  3. Уж пожаловал ежам
    Новых дюжину пижам.
    Прежние пижамы
    Исколоты ежами.

  4. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

  5. Баран-буян залез в бурьян.

  6. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел.

  7. Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.

  8. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит

  9. Пётр Петрович, по прозванью Петров, пошел погулять, поймал птицу перепелку (пигалицу); пошел продавать, понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

  10. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

  11. Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком.

  12. Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал карась: «Раскрась, карасенок, сказку». На раскраске карасенка три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят.

  13. У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже (ж, с, ш, щ)

  14. У Раисы сестра Лариса, у Ларисы сестра Раиса.

  15. Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

  16. Пустует пост на мостовой – бастует Сеня-постовой.

  17. Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся, Алеся, а на печи грейся.

  18. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине

Скороговорки для детей