День жен-мироносиц 2021: что отмечают, история и традиции, что можно и нельзя делать 3 мая

Оглавление

Поздравления на День жен-мироносиц 2021: проза, стихи и смс

С чувством глубокой духовной радости поздравляю вас с православным женским Днём святых жен-мироносиц. Желаю вам в этот добрый и светлый праздник любви, мира, терпения и благодатной помощи Божией во всех добрых делах и начинаниях!

***

Всех женщин православных поздравляю,

Пусть будет жизнь счастливою всегда!

Я мира и улыбок всем желаю,

Пусть стороной обходит вас беда!

***

С праздником святых жен-мироносиц! Пусть Всемилостивый Господь укрепит вас и дарует силы творить добро ближним, прославлять Господа Бога во все дни жизни вашей.

***

С Днем Жен-Мироносиц хочу вас поздравить,

Чтобы верность и преданность вновь прославить,

Чтобы веры и здоровья вам пожелать.

Пусть Божья на вас сойдет благодать.

***

Христианских женщин поздравляем с приходом весеннего праздника, Дня жен-мироносиц! Так же, как великодушные святые дарили верующим свою доброту и сострадание, вам желаем одаривать заботой, вниманием, теплом и любовью своих ближних! Пусть с небес ваш путь озарит свет благодати!

***

С Днём жен-мироносиц поздравляем всех православных женщин, которые, следуя примеру святых, дарят близким свои сердца, исполненные милосердия, отзывчивости, сострадания, заботы и материнской доброты! Пусть Господь вас благословляет, бережет и наполняет ваши души небесным светом!

***

С Днем Жен-мироносиц

Я вас поздравляю,

Добра и тепла

Вам сердечно желаю.

Пусть миссия женская

Крылья вам дарит,

А ворох забот

Пусть сил не убавит.

Желаю добра,

Любви вам и счастья,

Пускай обойдут

Стороною ненастья.

***

В этот день мы поздравляем с православным женским днем всех сестер во Христе и матерей! Дорогие наши, желаем вам благоденствия, мира, согласия в ваших семьях, чтобы искренней была теплота чувств ваших близких к вам. Пусть Господь через ангела-хранителя всегда пребывает с вами. А еще желаем всем матерям, сестрам, отроковицам и младенцам заступничества Пресвятой Богородицы.

Имена жен-мироносиц

Церковь представляет общепринятые жития семи важных женщин в православии:

  1. Мария Магдалина. До своего знакомства с Христом женщина вела греховную жизнь, из-за которой в ней поселились семь бесов. Когда Спаситель изгнал их, Мария покаялась и пошла вслед за ним, служа Ему и святым апостолам. Исходя из наличия большого количества упоминаний об этой жене-мироносице, можно сделать вывод, что она выделялась среди других своей верой и преданностью.
  2. Иоанна. Многие святые жены-мироносицы пришли к Сыну Божьему после того, как тот сотворил какое-то чудо, так Иоанна пошла за Христом, когда тот исцелил ее умирающего сына. До этого она была богатой женщиной, которая не следовала заповедям Господа.
  3. Саломия. Согласно церковным преданиям, она приходилась дочерью святому праведному Иосифу Обручнику. Она родила на свет апостолов Иакова и Иоанна.
  4. Мария Клеопова. Считается, что эта женщина мать апостола Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
  5. Сусанна. Выясняя, кто есть жены-мироносицы, стоит заметить, что не обо всех женщинах известно много информации, например, о Сусанне упоминается единожды в отрывке апостола Луки, в котором он рассказывает о том, как Иисус путешествовал по городам для проповеди. Сусанна была одной из жен, которая сопровождала его. Другой информации о ней нет.
  6. Марфа и Мария. Это родные сестры, у которых еще был родной брат – святой Лазарь Четверодневный. Они уверовали во Христа еще до его воскрешения. Церковь считает, что Мария была той женщиной, которая вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, подготовив тем самым его тело к погребению.

Праздник жен-мироносиц

День памяти всех событий, в которых участвовали мироносицы, приходится на 3-е воскресенье после Пасхи. Он считается церковным женским праздником, при наступлении которого все поздравляют самых близких своих женщин: супругу, мать, сестру и т. д.

На Руси такой праздник называли Маргоскиной неделей, в которую женщины устраивали посиделки и танцы, традиционно ели яичницу и запивали квасом. Существовал обычай обмена крестиками, когда во время народных гуляний одна из женщин вешала свой на ветку, чтобы обменяться затем с другой, совершив троекратный поцелуй. После такого обряда женщины считались кумушками.

Точная дата праздника Жен-мироносиц (какого числа он происходит и в какой месяц) определяется отсчетом 15 дней после Пасхи и меняется каждый год. В традициях православной церкви этот праздник считается Женским днем, ведь каждая женщина по своей сути является прообразом одной из мироносиц: она является основой для своей семьи, приносит спокойствие и мир домашнему очагу, рожает детей и служит опорой для своего мужа.

Первыми узнали о воскресении Иисуса

Воскресный день 16 мая посвящен воспоминанию о святых женщинах, которые принадлежали к различным сословиям и возрастам и следовали за Сыном Божиим, словно его ученицы. На третий день после погребения Иисуса, согласно существовавшей в Иудее традиции, они пришли к его гробу, чтобы смазать его тело пахучим маслом, которое называется «миро». Поэтому их и именуют мироносицами.

И там они встретились с ангелом, поведовавшим им о том, что Спаситель вознесся на Небеса. В то время как даже апостолы покинули его от страха перед преследованиями, простые женщины и после земной смерти Христа остались верными ему. И их чистая и непоколебимая вера была вознагражден: они были удостоены великой чести — узнать первыми о чуде воскресения Иисуса.

«Ну очень сложно»: певица Валерия приоткрыла завесу тайны шоу «Маска»

Черногория разрешила импорт российской вакцины «Спутник V»

Как смастерить аккуратный шкафчик для хранения лекарств: пошаговая инструкция

История Воскрешения Христа

В Священном Предании рассказывается история о том, как Иуда стал предателем, передав Христа первосвященникам. После это все его ученики разбежались, а многие апостолы отреклись от него. Жители Иудеи требовали от Пилата смерти и распятия Христа. После того, как это свершилось, многие насмехались над Его Матерью и стоявшими рядом женщинами, которые позднее получили звание жен-мироносиц.

Оставаясь верными Господу до конца, на следующий день они пошли к месту погребения Иисуса, неся в руках сосуды с благовонной миррой для умащивания тела (отсюда и пошло название «мироносицы»). По дороге они размышляли о том, смогут ли оттащить камень, закрывающий вход в погребальную пещеру. Однако тут к ним снизошел Ангел, и случилось землетрясение, из-за чего камень упал сам и напугал стражников. Ангел принес им весть о воскрешении Христа, и они увидели, что гробница осталась пустой.

Мария Магдалина испугалась, что тело похищено, и заплакала, и тогда Спаситель явился к ней и попросил сообщить его ученикам о своем Воскрешении.

Откуда назвние «мироносицы»?

Согласно древнееврейским традициям, использовали специальные обряды для смазывания тела умершего человека перед его погребением. Его покрывали специальным ароматическим маслом — миро. По этой причине мироносицами называли женщин, которые несли к могиле Иисуса Христа миро, чтобы провести погребальный ритуал. Согласно тексту Святого Писания, в третьи сутки после распятия Спасителя, ряд женщин, среди которых была Саломия, Мария Магдалина, Иоанна и другие отправились к пещере, где должно было остаться Его тело. В этом поступке проявляется бесстрашие дев. Они понимали, что могилу Иисуса охраняют стражники, но все же решили прийти и провести ритуал над Трехдневным Мертвецом. Правда, обряд им так и не было предначертано провести, ведь гроб оказался пустым.

Ангел, который находился в пещере, сообщил женщинам о том, что нет смысла искать живого среди мертвых, ведь Он выполнил обещание и воскрес. Основала традицию говорить «Христос Воскрес» Мария Магдалина, которая первой зашла в пещеру и обратилась с этими словами к другим женам-мироносицам. Она выбежала к остальным соратникам Спасителя и заявила, что Христос воистину является Сыном Божьим. Кроме этого, она сообщила окружающим, что видела воочию Бога. Мария принесла первую благую весть апостолам, известив о великом чуде, которое состоялось неподалеку от Голгофы. По сути, эти же слова являлись первой в мире проповедью, которая была посвящена Воскресению Сына Божьего. С тех пор появилась традиция в честь праздника Пасхи дарить красное яйцо. Согласно традициям Русской православной церкви, в этот день вспоминают о всех женщинах-христианках. По сути, праздник стал религиозным аналогом восьмого марта.

История праздника

Это день памяти Иосифа и Никодима, учеников Христа, а Никодим был тайным учеником и посещал Иисуса ночью. Иосиф просил отдать тело учителя для захоронения у Понтия. Предоставил свою гробницу, гроб, высеченный из скалы, снял Иисуса с креста и закутал в плащину. Никодим принес для помазанья смесь алоэ и смирны, они помазали тело и попрощались со Спасителем согласно обычаям того века.

Жены-мироносицы – это ученицы Иисуса Христа, которые принимали его в своих домах. После его распятия, они находились рядом с ним до последнего вздоха, сопереживая и разделяя страдания. Сопровождали тело до гробницы, а в воскресенье пришли с мирой (ароматическими маслами) провести обряд прощания с телом Сына Божьего. Отсюда и назвали их мироносицы. Многие ученики Христа убегали в страхе казни иудей, вера женщин заставила быть сильными и мужественными в своем решении стоять до последнего. Они были первыми свидетельницами чуда воскрешения, впервые прозвучала фраза «Христос воскресе!». Позже, женщины были причислены к лику святых. Третье воскресенье от Пасхи для православных женщин считается женским днем, в котором тесно переплелись церковные и старорусские обряды.

Православный женский день

Подавляющее большинство людей празднуют Международный женский день в марте. Это кажется настолько очевидным, что мы поздравляем не с женским днем, а просто – с 8 марта. Этот праздник появился совсем недавно – сто лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток. По их мысли, он был посвящен женщине, освобожденной из “рабства”, в котором ее держала Церковь почти два тысячелетия. Однако международным праздник так и не стал – 8 марта отмечается только в России. Но совсем немногие знают, что Православная Церковь, “поработившая” женщину, уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день, причем он тоже посвящен освобожденной женщине. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи (в этом году – 7 мая). В первую очередь, он посвящен тем женщинам и девушкам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия, по еврейскому обычаю, они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название – мироносицы).

Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Эти нападки основываются на положении о недопустимости нахождения женщины в алтаре православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников “равенства любой ценой” такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим “догматическим предрассудком” уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита – нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает, что мужчина – не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому именно женщина — венец творения, а мужчина – просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из “праха земного”, затем насаждается Эдем на Востоке земли, и лишь потом создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…

И самое главное. Может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине – Матери Иисуса Христа – говорит “Честнейшая, чем херувимы” и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами? О каком догматическом унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! Ко спасению, то есть соединению с Богом, обожению, призваны все – и мужчины, и женщины. Двухтысячелетняя история Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы. День жен-мироносиц – прославление всех женщин, следующих за Христом, напоминание не об искусственной, феминистской свободе быть мужчиной, а о духовной свободе быть самим собой.

Кто изображен на иконе «Жены-мироносицы»?

Все эти свидетельства евангелистов взяли во внимание иконописцы, создавшие образ мироносиц. Встречается образ, на котором изображены три праведницы

Все они подходят ко гробу, в котором лежат только белые пелены. Рядом сидит Ангел в белоснежных одеждах, известивший им о воскресении Сына Божьего

Встречается образ, на котором изображены три праведницы. Все они подходят ко гробу, в котором лежат только белые пелены. Рядом сидит Ангел в белоснежных одеждах, известивший им о воскресении Сына Божьего.

Также есть икона, на которой изображают пятерых мироносиц, имена которых нам известны из Евангелия.

Но Священное Предание говорит, что среди женщин с миром, которых апостол Лука таинственно называет и «другие с ними», были Мария и Марфа — сестры Лазаря, Мария Клеопова и Сусанна.

Поэтому особо распространенной является икона с семью женами — кроме Марий (Магдалины, Клеоповой и еще одной, названной только по имени) на этом образе можно увидеть Иоанну, Саломию, Марфу и Сусанну с сосудами для благовоний в руках.

История праздника

Праздник относится к женщинам, следующим за Иисусом Христом как за Учителем. Они всегда были с ним рядом. Когда самые преданные ученики были напуганы и испытывали крайнее отчаяние, не понимая, как им быть дальше, эти женщины не отреклись от Иисуса в тот момент, когда он попал к иудеям. Они находились возле креста, не поддаваясь требованиям стражников разойтись и разделяя боль и страдания Сына Божьего. Также эти представительницы христианской веры шли рядом с его телом до самой гробницы.

С наступлением темноты женщины отправились к гробу Христа, намереваясь провести еврейский ритуал умащения его тела специальным ароматическим маслом. Они первыми увидели, что Иисус воскрес. Позже они были причислены православной церковью к числу святых.

Происхождение названия «мироносицы»

Женщины, посетившие место захоронения Господа, принесли с собой для помазанья тела ароматическое масло – «миро», которым по обычаю евреи обмазывали тела умерших. Исходя из этой истории, «мироносицы» – означает «принесли миро».

Как отмечать Бабий день: традиции и обычаи

Как это часто бывает в нашей культуре, более поздний христианский праздник наложился на славянские народные верования, породив своеобразный микс православия и суеверий.

Бабий день издавна считался одним из главных весенних праздников — в него почитали женщин, и яркие матриархальные отголоски этого дня позволяют предположить, что раньше повальное влияние женского пола одним днем не ограничивалось.

Традиционное блюдо на Бабий день

У этого праздника существовало даже особое церемониальное блюдо — «девичья» или «бабья яичница». Готовилась она так: в субботу перед Бабьим днем одна из женщин обходила подруг, собирая у них яйца. Ну а по приходу гостей все они жарились на большой общей сковороде, разделялись между присутствующими женщинами и вместе поедались. Желток как символ способности к продлению жизни и солнца — классический символ этого дня.

Unsplash

Другие традиции Дня жен-мироносиц

Также в мироносицкий день каждая женщина и девушка старались побывать на обедне в церкви.

В этот день мужчина не смел перечить своей жене и не садился за стол с ее подругами — «бабье царство» праздновало. Считалось, что в этот день все дамы — именинницы.

Кроме того, в День жен мироносиц осуществлялся «обряд кумления» — обычно его проводили незамужние девушки, достигшие совершеннолетия, по двое, реже — по четверо. Называя свою подругу кумой, девушка превращала ее в подобие кровной родственницы, так что женское братство становилось чем-то гораздо большим, чем простые товарищеские отношения.

К сожалению, до сегодняшних времен традиции Бабьего дня почти не дожили — мы о них знаем, но мало кто соблюдает их. Но это — отличный повод собраться с подругами на общие посиделки. Пусть не яичница — но хотя бы яичный коктейль отлично будут сочетаться с веселой толпой подруг, которых ты пригласишь в гости.

Евангельский сюжет

Жены-мироносицы у Гроба Господня В воскресенье несколько женщин пришли ко Гробу Господню, чтобы обработать тело Христа благовониями. По дороге к нему они переживали, как смогут откатить тяжёлый камень от входа в пещеру, где лежал Иисус. В это самое время с Небес сошёл Ангел и произошло землетрясение, которое заставило камень откатиться. Вход оказался открытым, а все эти события напугали и стражников, и жен-мироносиц.

Ангел предстал перед ними и возвестил о воскрешении Христа и о том, что Он ждёт их уже в Галилее. Мария Магдалина, одна из жён-мироносиц, сообщила обо всём Иоанну и Петру. После того, как все, удивлённые произошедшим, ушли, она осталась одна плакать в одиночестве у Гроба. Так как пещера была пуста, она думала, что тело похитили.

В этот момент ей явился Иисус, которого она сначала приняла за обычного садовника. Его сопровождали два Ангела. Он велел ей вернуться в город и всем возвестить о Его чудесном воскрешении. Она поспешила в путь с Благой Вестью и встретила Марию — одну из жён-мироносиц. Им снова явился Христос, повторивший Своё повеление.

Надо сказать, что евангельский сюжет по первоисточникам имеет несколько расхождений, касающихся жён-мироносиц.

Во-первых, по церковному Преданию, первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. Во-вторых, в Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам. И в-третьих, число жен-мироносиц точно не определено. В Священной истории Нового Завета указано семь имён. Но их было гораздо больше — об этом пишет святой апостол и евангелист Лука.

Вот имена семи известных жён-мироносиц, пришедших ко Гробу Господню:

  1. Святая Мария Магдалина;
  2. Святая Мироносица Иоанна;
  3. Святая Мироносица Саломия;
  4. Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева);
  5. Святая Мироносица Сусанна;
  6. Святая Жена-Мироносица Марфа;
  7. Святая Жена-Мироносица Мария.

Последние две были родными сёстрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Считается, что именно эта Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению. О прочих жёнах-мироносицах практически ничего не известно.

История праздника День жён-мироносиц

Мироносицами называли женщин, которые любили Иисуса Христа и при жизни принимали его в своем доме. В самое сложное время они сопровождали Мессию на гору Голгофа, где Его распяли по выдуманным причинам. Там они стали свидетельницами страданий и распятия Спасителя. Затем, по завершении праздника Песах, они пришли в темное время суток к Гробу Господнему, чтобы помазать миром тело Иисуса, согласно древним иудейским традициям. По этой причине им первым стало известно о воскресении Спасителя. Первой к месту захоронения подоспела Мария Магдалина, которой явился Ангел, рассказавший о восстании из мертвых Сына Божьего.

Еще со времен зарождения христианства на Руси праздник очень почитался среди населения. Даже представительницы богатых слоев населения, потомственные боярыни и купчихи, а также девушки из бедных семей старались вести благочестивый образ жизни. Они отличались особой праведностью, которую сложно сравнить с верой в других странах. Целомудрие христианского брака стало синонимом великого Таинства. Согласно устоявшимся правилам Православной Руси, у одного мужа могла быть лишь одна жена, и они сохраняли верность в течение всей жизни.

Одной из отличительных черт православной праведности можно выделить особое понятие вдовства, которое пришло к нам сквозь века. Если супруг русской княгини погибал раньше ее, ей не предстояло повторно искать супруга. В то же время, Церковь не запрещала этого. Просто целомудренные девушки считали важным хранить верность всю свою жизнь. Ряд известных вдов после смерти супруга уходили в монастырь, постригаясь в монахини.. Русская жена — тихая и верная, отличается терпеливостью и милосердием, прощает любую обиду. По этой причине православная Церковь часто возносит к лику святых христианских женщин. Нередко иконописцы берут за основу образы Марии Египетской, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, Деву Марию и многочисленных мучениц, преподобных, блаженных и других женщин, которые были приближены к Господу.

Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции

Маргоски или Маргоскина неделя — так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.

По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.

Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой — парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась — стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».

Воскресенье, 16 мая 2021 года, святых жен-мироносиц

Третье воскресенье по Пасхе посвящено женам-мироносицам – тем женщинам и девушкам, которые слушали Спасителя и следовали за Ним вместе с учениками-апостолами, но при этом еще и служили своим имением. Когда же Господь был осужден на распятие, эти женщины последовали и на Голгофу. Они плакали у подножия Креста. Они не отходили от Иисуса Христа во время Его земной проповеди и не оставили после смерти. На третий день они пришли ко гробу помазать тело Учителя благовониями, главное и самое дорогое из которых было миро (поэтому — мироносицы). И обнаружили отброшенный от входа в пещеру камень и отсутствие тела Учителя. Ангел сообщил им, что Спаситель воскрес, и женщины побежали в город рассказать об этом остальным. С апостолами Иоанном и Петром к пещере вернулась Мария Магдалина. Не найдя ни Христа, ни ангела, апостолы вскоре в недоумении ушли, Мария же осталась. И тогда ей явился воскресший Господь, но она Его не узнала, пока Он не назвал ее по имени. Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана равноапостольной.

Память Никодима и Иосифа Аримафейского Церковь празднует в один день с памятью жен-мироносиц. Оба были тайными учениками Спасителя и членами Синедриона, не участвовавшими в суде над Христом. Никодим пытался защищать своего Учителя: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» После смерти Спасителя Иосиф пошел к Пилату просить Тело Господа. Вместе с Никодимом снял Господа с креста, обернул плащаницей и положил в новом гробе, который приготовил для себя в Гефсиманском саду. В этот момент с ними вместе были Богородица и жены-мироносицы.

Жены-мироносицы у Гроба Господня.
XV век
Источник icons.pstgu.ru

Тропарь Недели жен-мироносиц

Благообразный Иосиф,/ с Древа снем Пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/ во гробе нове, закрыв, положи,/ но тридневен воскресл еси, Господи,// подаяй мирови велию милость. Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть прилична,/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,// подаяй мирови велию милость.

Кондак Недели жен-мироносиц

Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.

Подробнее о женах-мироносицах читайте в наших материалах:

• Главное о женах-мироносицах в слайдах «Фомы»

• Жены-мироносицы: история в картинках

• Иисус и Мария Магдалина: современные «сенсации»

Кто такие жёны-мироносицы

В Праздник жён-мироносиц Православные почитают мироносиц Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и других. Именно они стали свидетельницами страданий, смерти и Воскрешения Иисуса Христа.

Они пришли ко гробу Христа с миро (специальное масло, благовония) чтобы умастить им его тело. Мироносицы не побоялись возможного наказания, не стали прятаться, а пришли прямо к месту, где находилось тело Иисуса. Таким образом они проявили истинную веру, непоколебимую, настоящую преданность Спасителю. И именно им впервые явился воскресший Иисус Христос.

Больше того, то самое пасхальное приветствие, которое все мы произносим во время Пасхи, «Христос воскресе!» — принадлежит святым жёнам мироносицам. Потому эти благочестивые истинные христианки и почитаются в христианстве, и в честь них установлен особый праздник.

В этот день также вспоминают Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса — Никодима, так как они первыми помазали Иисуса перед погребением.

Праздник Жён-мироносиц

День жён-мироносиц — женский православный праздник. Отмечается во второе воскресенье после Пасхи. Следующая за ним неделя, третья неделя по Пасхе, имеет название Неделя святых жён-мироносиц.

В славянской традиции данный праздник считается женским, аналогом Международного женского дня. В связи с этим, он имеет такие названия, как «Бабий праздник», «Женский праздник», «Бабья яичница», «Бабья братчина», «Бабья неделя» и др.

На Руси верили, что все женщины в этот праздник — именинницы. Девушки и женщины собирались на праздники, без мужчин. Готовились специальные блюда, среди которых были «бабья яичница», блюда из кур и т. д. Днём женщины посещали церковь, заказывали молебен, а вечером устраивался праздничный ужин, где присутствовали блюда из яиц и курятины, пелись традиционные песни. Мужчин сюда не приглашали, и гуляли до поздней ночи.

Также в этот народно-христианский праздник поминают усопших. День жён-мироносиц заканчивает Радоницкую неделю, которая является поминальной, начинается на вторую неделю после Пасхи.

Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Ма­рия Маг­да­ли­на

Ма­рия Маг­да­ли­на – свя­тая рав­ноап­о­столь­ная, по­чи­та­е­мая Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как од­на из жен-ми­ро­но­сиц. В Но­вом За­ве­те имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся лишь в ше­сти эпи­зо­дах:

1. Ко­гда она бы­ла ис­це­ле­на Иису­сом Хри­стом от одер­жи­мо­сти се­мью бе­са­ми (Лк.8:2; Мк.16:9); 2. По­сле это­го она по­сле­до­ва­ла за Хри­стом, слу­жа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3); 3. Она при­сут­ство­ва­ла на Гол­го­фе во вре­мя крест­ной смер­ти Хри­ста (Мф.27:56); 4. Ста­ла сви­де­тель­ни­цей Его по­гре­бе­ния (Мф.27:61); 5. Ста­ла од­ной из жен-ми­ро­но­сиц (10), ко­то­рым Ан­гел воз­ве­стил о Его вос­кре­се­нии (Мф.28:1, Мк.16:1-8); 6. Она пер­вой уви­де­ла вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, при­няв Его за са­дов­ни­ка. (Ин.20:11-18).

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на ро­ди­лась в ме­стеч­ке Маг­да­ла (от­ку­да, по неко­то­ро­му ря­ду мне­ний и про­ис­хо­дит ее про­зва­ние – «Маг­да­ли­на», ивр. «уро­жен­ка го­ро­да Ми­гдал-Эль»), в Га­ли­лее, в се­вер­ной ча­сти Свя­той Зем­ли, на бе­ре­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, непо­да­ле­ку от то­го ме­ста, где кре­стил Иоанн Кре­сти­тель.

Что ка­са­ет­ся пер­вой ча­сти жиз­ни свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны, то из­вест­но, что она бы­ла под­вер­же­на неиз­ле­чи­мо­му неду­гу, бы­ла одер­жи­ма, со­глас­но Еван­ге­лию от Лу­ки, «се­мью бе­са­ми» (Лк.8:2). Не уточ­ня­ют­ся при­чи­ны и об­сто­я­тель­ства про­изо­шед­ше­го с ней. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бы­ла одер­жи­ма не вслед­ствие сво­ей гре­хов­но­сти, а по­то­му, что Про­ви­де­ние Бо­жие до­пу­сти­ло это для то­го, чтобы Гос­подь Иисус Хри­стос явил де­ло Сла­вы Бо­жи­ей – чу­до ис­це­ле­ния Ма­рии Маг­да­ли­ны, про­свет­ле­ния ее ума и при­вле­че­ние ее к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и к веч­но­му спа­се­нию.

Од­на­жды Ма­рия Маг­да­ли­на услы­ша­ла о Чу­до­твор­це, «ис­це­ля­ю­щем вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь в лю­дях» (Мф.9:35). Она на­чи­на­ет ис­кать Его, ви­дит, что «мно­гих ис­це­лил Он от бо­лез­ней и неду­гов, и от злых ду­хов, и глу­хих, и сле­пых, и хро­мых, и про­ка­жен­ных, и мерт­вых вос­кре­сил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Ма­рия Маг­да­ли­на пла­мен­но ве­рит в Его все­мо­гу­ще­ство, при­бе­га­ет к Его Бо­же­ствен­ной си­ле, про­сит се­бе ис­це­ле­ния и по­лу­ча­ет про­си­мое: му­чи­тель­ная си­ла злых ду­хов остав­ля­ет ее, она осво­бож­да­ет­ся от по­ра­бо­ще­ния бе­сам и жизнь ее освя­ща­ет­ся Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем ее Ис­це­ли­те­ля.

В ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ре по­вест­ву­ет­ся о том, что по­сле крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля, Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Эфес вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей к св. апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву и по­мо­га­ла ему в сво­их тру­дах. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бла­го­вест­во­ва­ла в Ри­ме (Рим.16:6). Скон­ча­лась она так­же в Эфе­се.