Традиции дмитриевской родительской субботы в 2020 году

Оглавление

История установления


Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 8 ноября (днём памяти святого Димитрия Солунского, это день тезоименитства самого Димитрия Донского) на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

История происхождения Дмитриевской поминальной субботы

У Димитриевской родительской субботы многовековая история. Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского. Более шести веков тому назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благословлён на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским. В войско Донского по благословению Сергия вступили два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре.

После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского.

Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов — утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния. Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении.

С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали.

История установления в РПЦ

В православной литературе приводится мнение, что поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского было установлено князем Дмитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

В русских рукописях Дмитриевская суббота упоминается редко и не отмечается в переводных литургических книгах. Она известна лишь по соборным «Чиновникам» и монастырским «Обиходникам», в которых отраженны особенности реальной богослужебной практики древнерусских храмов и монастырей. В последних под ней указывается поминовение только усопшей монастырской братии. Одним из первых упоминаний Димитровской субботы как дня поминовения всех усопших является указание в сборнике XV века новгородского происхождения.

По письменным источникам ещё в XVII веке Дмитриевская суббота, предположительно, не связывалась с поминовением воинов, погибших в Куликовскую битву. Уже позже появился духовный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского». В стихе описывается видéние Димитрия Донского во время Божественной литургии воинов, павших на поле брани, слышит предсказания о своей смерти. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Этот стих считается аргументом в пользу установления Дмитриевской субботы, как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом.

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение, как остаток древней практики, совершалось в Покровскую субботу. В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал:

В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

У старообрядцев-беспоповцев служба Димитровской субботы совершается по уставу вселенской родительской субботы.

C 1968 года Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминание предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница».

Традиции праздника: что обязательно нужно сделать в Дмитриевскую субботу

Заранее нужно убрать дом, земельный участок и попариться в бане. Хозяйка готовит блины, кутью, омлет, мясные и любимые блюда усопших родственников.

В Дмитрову субботу умерших родственников в церкви поминают Парастасом или Великой панахидой, а дома обедом. Специальная заупокойная проповедь проводится вечером пятницы, накануне Дмитриевской субботы. Поминальная служба проходит с зажиганием свеч, молитвами перед иконами о прощении грехов.

Посещение храма в субботу является обязательным. В церквях служат заупокойную. Кроме прослушивания проповеди, непременно нужно самому помолиться за души умерших родных. Можете пойти в храм и оставить там записки «За упокой». Обычно в каждом храме можно найти специальные бланки, на которых необходимо разборчиво написать имя умершего. Как правило, за поминовения каждого имени взимается небольшая плата, но, если у человека нет возможности заплатить за молитву, она совершается бесплатно.

Раньше женщины в этот день несли в храм пирожки и раздавали бедным людям. Считалось, что в ответ на такое благодеяние бедняки помолятся за их умерших родственников. В церковь также несли три буханки хлеба и еду, которая была по вкусу умершим близким.

По народному обычаю, первый хлеб предназначается давно умершим родителям, второй — дедушкам и бабушкам, а третий — тем, кто умер насильственной смертью (на войне, в воде или огне).

Миряне приносят в храм «Кагор» и еду (яйца, масло, муку, фрукты, овощи, конфеты и тому подобное), чтобы потом провести литургию и помянуть усопших. Церковь также принимает в качестве пожертвования масло для лампад.

Мясные продукты и спиртные напитки в храм нести не разрешается!

Наши предки после службы часто устраивали возле церкви обед, к которому приглашали всех желающих. Они полагали, что в этот день в церковь приходят покойники-духи и садятся на общей трапезе рядом с живущими.

Люди верили: если в это время в церкви много старцев — это хороший признак. Считалось, что Бог посылает покойников в образе старцев на землю, чтобы они посмотрели, как живут и что делают их потомки. Их непременно звали на поминальную трапезу словами: «Иди, дед, к обеду!»

Когда идти на кладбище

После посещения храма желательно пойти на кладбище, заказать поминальные панихиды и помолиться за умерших родственников у их могил.

Уборку на кладбище лучше сделать накануне, а в субботу принести свечи (лампады) и цветы. Возле могил родителей непременно зажигаются свечи и читается любая молитва за упокой.

В некоторых регионах Украины существует традиция приносить покойным «гостинцы» — печенье, конфеты или просто хлеб. Обычно их оставляют на могилах. Считается, что в этот день души родственников присоединяются к трапезе и принимают угощения.

Умерших родителей также вспоминают дома за столом, отставляя для них пищу. Обычно на поминальные обеды приглашают всех, кто знал усопших.

В этнологических материалах Михаила Грушевского описывается поминальный обед в Ровенском уезде:

«Хозяйка наготовит блюда, которые любили деды. Обед бывает позднее, чем обычно, — ближе к вечеру. За обедом с каждого блюда по ложке откладывают в отдельную посуду, которую с ложкой ставят на ночь на угол стола. Также ставится сосуд с водой и вешается полотенце, чтобы ночью душечки умерших помылись и пообедали».

Поминальный обед должен начаться перед заходом солнца и закончиться вечером, потому что именно в это время по народному поверью праведные души посещают дома. На поминальный обед приглашали соседей, пожилых и бедных людей, часто случайных путешественников с улицы. Перед тем, как начать трапезу, следовало всем помолиться за усопших.

Молитвы за усопших

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

В Дмитриевскую субботу верующими почитается святой Димитрий, который был покровителем воинов Руси. Он христианский святой, который жил во время правления императора Рима Диоклетиана. Он был христианским проповедником во времена гонений последователей данной религии и его казнили.

В честь него в Российской Федерации возведено большое количество храмов. Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской осуществил торжественный перенос главной святыни – иконы великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на гробовой доске и находилась во Владимирском Дмитриевском соборе, из Владимира в Москву.

Верующие молятся святому Димитрию, чтобы он попросил за них у Господа прощения всех их прегрешений, избавления от хворей, ниспослания благодати на их дома, помощи в их делах и начинаниях.

Родительские субботы в 2020 году – православный календарь. Таблица поминальных суббот

Память об усопших родных постоянно живет в сердцах близких. Для особого сохранения памяти об умерших в календаре православных праздников есть специальные дни, в которые церковнослужители рекомендуют молиться об усопших.

Родительские дни или поминальные субботы так называются с давних времен, когда только появилась традиция в храмах совершать молитвы по усопшим христианам. Также традиция рекомендует посещать кладбища. По названию «родительская» понятно, что сперва люди поминают умерших отца и мать, а также упоминают в молитве и о других родственниках, близких и друзьях.

Православный календарь

Православный календарь

Календарь православных дат наполнен переходящими и постоянными праздниками. Есть здесь место и для родительских поминальных суббот – особых дней, когда в память об усопших молятся и совершают благие дела. Поминальные субботы хотя и не имеют постоянной даты, они переходят ежегодно, но неразрывно связаны с великими православными торжествами – Пасхой и Троицей. В зависимости от даты этих праздников отсчитывается определенное количество недель и обозначаются родительские дни.

Даты поминальных суббот

Православный календарь в 2020 году имеет восемь родительских суббот, если учитывать день поминовения умерших воинов. Первая выпадает на последнюю субботу февраля и носит название Вселенской мясопустной или Малой масленицей. Еще три даты в марте – это 14, 21 и 28 марта – субботы второй, третей и четвертой седмицы (недели) пасхального поста. Для поминовения родителей предназначена и Радоница, которая в будущем году припадает на 28 апреля.

Традиционно в день поминовения воинов 9 мая можно помянуть и родителей, также делают это в Троицкую субботу 6 июня и Дмитриевскую субботу, приходящуюся на 7 ноября. В каждую из этих дат, кроме Радоницы, можно ходить в храм и на место погребения усопшего. Подробнее сориентироваться можно по календарю, представленному выше.

Таблица поминальных дней

22 февраля Вселенская мясопустная суббота, которая отмечается за 8 дней до начала Пасхального поста. Второе название этого дня – Малая Масленица. В этот день молятся за всех усопших.
14 марта Даты выпадают на вторую, третью и четвертую субботы поста. Наличие специальных выделенных дат во время поста связано с тем, что нельзя отмечать календарные третий, девятый и сороковой день после смерти, поэтому родственники усопших могут помянуть их исключительно в эти дни.
21 марта
28 марта
28 апреля Этот день называется Радоница. По сути он является праздником, хотя и связан с таким печальным событием, как поминовение ушедшего от нас человека. На Радоницу принято готовить добротный ужин, но поминают человека не на кладбище, а дома, чтобы не вторгаться в мир мертвых.
6 июня Вселенская Троицкая суббота связана с необходимостью посещать церковь и могилу усопшего человека. Ее украшают зеленью. Это главный день, когда поминаются души всех умерших людей.
7 ноября Дмитриевская родительская суббота, в течение этого дня в храмах служатся панихиды. Днем необходимо ходить на кладбище, а вечером – собрать родственников за ужином и помянуть умерших.

Ещё на ShumCity.Ru:

Движение – это жизнь

Православные поминальные дни в 2020 году

Поминальные дни в календаре православных праздников – особая дата. Именно в эти дни родственники поминают тех, кто ушел из жизни. Родительские субботы имеют свои особенности и рекомендации по посещению кладбищ, церкви, организации поминального обеда.

Вселенская мясопустная родительская суббота

Первой в году является Вселенская мясопустная родительская суббота. В этот день принято поминать всех умерших христиан, т.е. молиться можно не только за своих родителей, но и за друзей и близких. Поминальный день в очередной раз говорит о спасении душ, ведь живые должны молиться за тех, кто уже покинул этот мир.

Поминальная суббота обязательно сопровождается ритуальной трапезой, главным блюдом которой является кутья. Ее готовят из пшеницы с медом. Если пшеницы нет, крупу заменяют рисом или перловкой. Приготовленное блюдо необходимо отнести в Церковь и освятить на панихиде.

Родительские субботы святой Четырехдесятницы

Святая Четырехдесятница – это дни Великого поста, в которые церковь особенно призывает совершать покаяния и позаботиться о благотворении для ближних. Поскольку в седмичные дни поста заупокойные литургии не проводятся, то для поминовения усопших выделено специально три субботы.

Что такое родительская суббота

Как известно, это день, когда поминают усопших. Во всех храмах в данный день проводят особую литургию. По традиции в родительскую субботу принято ходить на кладбище.

Суббота получила название «родительской» от того, что покойных принято называть «родителями», которые отошли к отцам. Есть еще одна версия такого названия. Все дело в том, что в молитвах христиане поминали сперва своих родителей, которые покинули этот мир.

В году всего семь родительских суббот, среди них выделяют Вселенские (Мясопустная и Троицкая), когда церковь в молитвах поминает всех крещеных христиан. Остальные субботы специально отведены для частого поминовения усопших.

Троицкая суббота в 2021 году — 19 июня

День Святой Троицы — это день рождения Вселенской Апостольской церкви, в этом контексте Троицкая суббота представляет собой как бы последний день церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому канун праздника, субботу, христиане посвящают поминовению усопших, молитве о них — в церкви ли, дома или на кладбище. Василий Великий, составивший молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду».

В этот день посещают заупокойные службы, проводящиеся в храмах, ставят свечи за упокой усопших родственников, ходят на кладбище. На Троицкую субботу принято украшать могилы свежей зеленью, ведь в эту пору природа окончательно просыпается, появляется молодая листва и травка, цветут ранние цветы.

Так как суббота является Вселенской, в этот день поминают не только родственников, но и всех когда-то живших на Земле и ушедших в мир иной христиан. Некоторые верующие люди, посещающие погосты, добровольно украшают незнакомые им могилы зелеными ветвями и травой.

Троицкая Вселенская суббота является главным днем, когда почитается память всех умерших людей православной веры. Как поясняют священнослужители, любой христианин, живший на Земле, внес свою лепту в строительство Божьего Царства, которое обязательно установится после второго пришествия Христа. Именно после этого события все когда-либо умершие христиане воскреснут, обретя вечное счастливое существование.

Когда празднуется в 2021 году

Дмитриевская родительская суббота – это ближайшая суббота перед празднованием дня памяти святого великомученика Дмитрия Солунского 8 ноября.

В 2021 году Димитриевская суббота отмечается 6 ноября.

Если день памяти святого выпадает на субботу, то родительской будет считаться предыдущая.

Этот день установлен как поминальный святым благоверным князем Дмитрием Донским и первоначально был днем поминовения всех павших в битве на Куликовом поле. И только потом Дмитриевская суббота сделалась днем, когда поминают всех усопших. Князь Дмитрий Донской считал своим святым покровителем Дмитрия Солунского.

Житие св. Димитрия Солунского

Иконография: Димитрий Солунский, великомученик Датировки: XIII в. Конец XII – начало XIII века. Происхождение: Из нижней церкви Дмитрия Солунского Успенского собора города Дмитрова, построенной в 1713 году, где в 1919 году обнаружена Н.Н. Померанцовым. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 156 см, ширина 108 см. Дмитрий представлен сидящим на троне, левой рукой он держит ножны, правой вынимает меч. В левом верхнем углу изображен благословляющий Христос, справа – летящий ангел несет Дмитрию мученический венец. Инв. № 28600 Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 14.

Святой великомученик Дмитрий был тайным христианином. Жил он о времена императора Галерия Максимиана и был проконсулом в Фессалониках. Эта область, известная нам также как Солунь, была местом, где жили славяне. Возможно, и родители Дмитрия были славянского происхождения, и может быть, этим объясняется его особое почитание на Руси.

Император повелел молодому военачальнику преследовать и убивать христиан, но Дмитрий открыто заявил себя христианином и призвал к вере жителей города. Зная, что ему предстоит мученичество, Дмитрий раздал все свое имущество. Он был сброшен на копья воинов.

Император приказал отдать его тело диким зверям, но христиане тайно погребли святого. Над этим местом при святом равноапостольном Константине воздвигли церковь, а в VII веке были найдены нетленные останки святого Дмитрия.

С именем святого связаны самые начальные страницы русской летописи: так, когда Вещий Олег разбил греков у Царьграда, те устрашились и говорили, что это святой Дмитрий послан на них. А церковное почитание святого началось на Руси сразу после Крещения святым равноапостольным князем Владимиром.

На иконах святой великомученик Дмитрий изображается с мечом и копьем, в пернатых доспехах. Русские войны считали святого Дмитрия Солунского своим покровителем, а его память всегда связывали с защитой Отечества и подвигом воина.

Это интересно: Дмитрий Солунский (Фессалоники́йский) Мироточец: житие и почитание

История установления дня поминовения

Великий князь Московский Дмитрий Донской прибегал к покровительству святого и одержал множество побед на поле брани: разбил литовское войско Ольгерда, татарскую орду Бегича.

8

Сентября

1380 года

В день Рождества Пресвятой Богородицы, князь Дмитрий Донской сокрушил военную мощь всей Золотой Орды. Известно, что накануне Куликовской битвы князь торжественно перенес в Москву из Владимира икону святого Дмитрия Солунского, написанную на доске гроба великомученика.

Игумен Троице-Сергиевой обители, Преподобный Сергий Радонежский, благословил князя на бой с неверными и дал двух иноков из числа братии. Бой открыл поединок инока Александра (Пересвета) и татарина Темир-Мурзы (Челубея). В схватке оба погибли.

Молитва за упокой жены

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.

Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

История появления Дмитриевской субботы

Много веков назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благословлён на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским. На сражение благословению Сергия отправились два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые пали в битве.

После победы Дмитрия Донского на Куликовом поле 16 сентября 1380 года он снова посетил Троице-Сергиеву обитель для поминовения православных воинов, погибших в сражении. Там он предложил Церкви совершать поминовение каждый год в последнюю субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского.

Предложение было принято, так как победа русского войска, была окрашена кровью десятков тысяч православных воинов. Это была великая утрата, которая принесла в русские семьи много горя и слез отчаяния.

Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан.