Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица

Оглавление

Засыпаем с потешками

Ходит
сон окол окон,

Ходит
дрёма возле дома.


Дрёма, где нам спать?

Дрёма,
где ночевать?


Где изба тёпленька,

Где
дитя маленько,

Там
и будем ночевать,

Колыбельку
качать!

Баю-бай,
баю-бай,


Катя, глазки закрывай!

***

Ходит
сон у колыбели —

Баю,
баю.

Чьи
тут глазки спать хотели —

Знаю,
знаю.

Ты
не три их кулачками, закрывай,

Сон
качает колыбельку.

Засыпай.

***

Отзвенел
звоночек.

Спать
пора, цветочек.

Солнышко
уснуло,

Тучка
спать легла.

И
волшебная синяя птица

Добрые
сны тебе принесла.

Мамочка
нежно обнимет тебя.

Засыпай
моя деточка,

Радость
моя!

***

Ой,
люленьки-люлюшеньки,

Баиньки-баюшеньки,

Сладко
спи по ночам

Да
расти по часам!

***

Ай,
люленьки да люленьки,

По
горам идет олень.

На
рогах он дрему носит,

В
каждый дом ее заносит.

В
люльку дрему он кладет,

Тихо
песенку поет.

***

Ай,
бай, бай, бай,

Ты
собачка, не лай!

Ты,
корова, не мычи!

Ты,
петух, не кричи!

А
наш мальчик будет спать,

Станет
глазки закрывать.

***

Только
мышки заскребут,

Серый
Васька тут как тут.

Тише,
мыши, уходите,

Кота
Ваську не будите.

Как
проснется Васька-кот,

Разобьет
весь хоровод.

Вот
проснулся Васька-кот —

Разогнал
весь хоровод!

Делаем массаж

Потягушечки – потягушечки (поглаживаем малыша от макушки до пяточек)
Оторвались от подушечки (приподнимаем немного малыша за ручки)
Ножки задрали (поднимаем ножки малыша)
Ими поболтали (двигаем ножками малыша в разные стороны)
Ручки подняли (поднимаем ручки малыша над головой)
Маму обняли (обнимаем малыша)
Улыбнулись, покрутились (поворачиваем малыша с боку на бок)
И обратно повалились! (кладем малыша на спину).

Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями).

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!

Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.

Тушки-татушки, испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке).

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);
Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке).

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки).

Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями).

Две старушки старыя
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи —
Они киснут пуще.
Прибавили молока —
Повалились на бока.
Подбавили маслица —
Они стали кваситься.
Пироги хорошие
И очень пригожие:
С маслом, с капусткой
И ещё с картошечкой.

(при этих словах малыша теребят, перекатывают с бока на бок, похлопывают по спинке, поглаживают животик).

На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).

(Тянем поочерёдно ручки)

Тяни холсты
Холсты просты
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.

Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим «точку» указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)

Небылицы

Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:

Вырос кабак важный,Ему дивился каждый: Не обойти кругомЗа ночь вместе с днем.Сорвали еле-елеИ всей деревней ели,И целую неделюЖивоты болели.

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении

Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность

Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Одеваемся на прогулку

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики – ура!

Одеваться нам пора.* * *

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем распашонку,

Повторяй за мной слова:

Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

А теперь на ножки —

Носочки и сапожки!

Обуваем ножки,

Бегать по дорожке!

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось — голова?

Вот и шапочка — раз, два!

Надо маму одевать

И скорей идти гулять!* * *

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки – царапки.

На перинку,

На простынку,

Не на край – на серединку

Положили голыша,

Завернули крепыша!

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, — это прибаутки.

«А чем отличаются пестушки и потешки для малышей от прибауток?» – спросите вы. Все дело в том, что прибаутки не подразумевают каких-то игровых движений, и в них обязательно присутствует определенный сказочный сюжет. Такие произведения народного творчества ориентированы на деток 2-3 лет, имеющих определенное представление о мире. В этом возрасте все знания малыша об окружающих его явлениях и предметах напрямую связаны с его познаниями о людях и их деятельности. Именно поэтому в народных произведениях животные действуют и совершают такие же поступки, как и люди:

Кошечка на кухне пироги печет.А пес в углу сухари толчет.Мышка в окошке платье шьет.А уточка в сапожках избушку метет.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания

Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту

Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Стишки для детей о животных

Если вы хотите, чтобы ваш малыш более охотно уделял время чтению или заучиванию стишков, тогда начните знакомство с произведений о животных. Правда и в этом случае надо учитывать один нюанс. Малышу вряд ли понравится стих, в котором рассказывается о злом животном, пытающемся кому-то навредить. Поэтому по возможности выбирайте четверостишия, в которых звери описаны максимально позитивно.

Стишки для детей о животных:

Среди всех зверей, однако,

Людям лучший друг – собака.

Есть их множество пород.

В будке пес своей живет.

Сторожить умеет дом,

Весело вилять хвостом.

На чужих он громко лает,

И хозяев защищает.

***

Спит пушистый белый кот,

Мягкой лапкой нос прикрывший,

Было дел невпроворот —

Ночью он гулял по крышам.

А домой пришел поспать,

Ранним утром на рассвете,

Чтобы радостно урчать, в

час, когда проснутся дети

***

Мы вчера на ферме были,

Кроликов видали,

Только нас предупредили,

Чтоб не обижали.

Очень милые зверюшки,

С замиранием глядят,

Прижимают к спинке ушки,

Настороженно сидят.

Мы морковкой угощали.

И листом капусты сочным,

И приехать обещали

В гости к ним еще раз точно!

***

Рыжей шубкою сверкает,

Волка дурит тут и там,

Мышек, зайчиков гоняет,

По полям, да по лугам.

Лицемерием известна,

Славится на все леса,

Вам, конечное, известно

Что хитрее всех лиса.

***

По деревьям, на опушке,

Скачут мелкие зверушки,

Хвост пушистый, рыжий цвет,

Это — белки, спору нет!

Белка любить грызть орехи,

С елки шишки погрызет,

Ловко прыгая по веткам —

Никогда не упадет!

Хоть и маленького роста,

Белку не легко поймать,

И по веткам очень просто,

В лес ускачет — не догнать!

Играем

Три — та — туш — ки!Три — та — туш — ки!
Едет Настя на подушке!
На подушечке верхом!
Бух с подушки кувырком!

Держу часы в руках, часы в руках.
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
(Приблизить к уху ребенка)
Ты послушай, посмотри, как идут часы мои,
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
(Унести от часов, но оставить в поле зрения)
Вот они, часы мои, идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
(Показать рукой на часы)

(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

— Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

— Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что ты там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
(грозим пальчиком)
— Не ешь одна, не ешь одна!

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так —
Головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так —
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так —
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так —
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

На лошадке ехали, в огород заехали
(легкие приседания, руки вытянуты —
«держат вожжи»)
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!
(хлопки: два коротких, один длинный)
На машине ехали, до угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль)
Би-би-би! Би-би-би!
(большими пальцами надавить «сигнал»)
Паровозом ехали, до горы доехали.
(рука сжата в кулаке вверху.
движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.)
У-у!
(широкое движение рукой сверху вниз)

Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)

(Покачиваем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду —
(роняем)
Бултых в воду!
(Можно менять названия животных:
Летел журавль, сел на колоду…
Летел ворон, сел на колоду…)

У меня пропали ручки.
(Спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(Показать.
То же с глазками, ушками, носиком —
закрывать их ладонями).

Просыпаемся, поднимаем настроение

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!* * *

Потянушки — потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!* * *

Солнце светит: где тут дети?

На подушке, на простынке.

Нежат розовые спинки?

Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно!* * *

Мы проснулись, мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.* * *

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка найдем!* * *

Потянись дружок,

Повернись на бочок,

На животик повернись,

Нежно маме улыбнись.

Я по спинке пройду,

Хворобушку отведу,

Расти ладненький

Да здоровенький.* * *

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Знакомимся с телом

Стенка, стенка (касаться поочерёдно щёчек)
Потолок (лобик)
Два окошка (глазки)
Дверь (ротик)
ЗЗЗЗвонок (жмём на носик)

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки — толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — всё хватать-хватать.

Для чего сыночку ножки?
(гладим ножки)
Чтобы бегать по дорожке!
(Топаем по пеленке ножками)
Для чего сыночку ушки?
(трогаем ушки)
Чтобы слушать погремушки!
(гремим игрушкой)
Для чего сыночку ротик?
(касаемся губок)
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего сыночку глазки?
(показываем глазки, бровки)
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего сыночку спинка?
(гладим спинку вверх и вниз)
Чтоб валяться на простынке!
Для чего сыночку попа?
(массажик попы, похлопывания)
Что его ладошкой хлопать!
Для чего сынок родился?
Чтобы маму радовать!
(целуем, обнимаем малыша).
«Сыночку» можно заменять на
«ребенку» или «дочурке».

Паучок, паучок,
Олю хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Олю хвать за ушко.
Олени, олени,
Олю хвать за колени.
Пёсик, пёсик,
Олю хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Олю хвать за живот.
Оса, оса,
Олю хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Олю хвать за плечики.

Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Мишенькины сказки
(в этот момент легонько пощекотать).

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Точка, (показываем на правый глазик)
Точка, (показываем на левый глазик)
Два крючочка, (проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек.(щекочем ребёнка)

Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбевал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)/

Потешки на все случаи жизни

Умываемся с потешками

Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,Не боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.

Щечки?Мыли.Носик?Мыли?А глазки?Забыли.

Зарядка

Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнись.(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.(Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Знакомство с пальчиками

(Поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — я,Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.

Знакомимся с телом

Паучок, паучок,Аню хвать за бочок.Лягушка, лягушка,Аню хвать за ушко.Олени, олени,Аню хвать за колени.Песик, песик,Аню хвать за носик.Бегемот, бегемот,Аню хвать за живот.Оса, оса,Аню хвать за волоса.Кузнечики, кузнечики,Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Купаемся

Кто тут будет куп-куп,По водичке – хлюп-хлюп?В ванну быстро – прыг, прыг,В ванне ножкой – дрыг, дрыг!Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.

Потешки от слёз

Ах, кокля-мокля,Глазоньки промокли.Кто будет детку обижать,Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,Куплю калач.Не хныч, не ной,Куплю другой.Слезы утри,Дам тебе три.

Заживляем ранки

У киски болит,У собачки болит,А у моего малышаЗаживи-заживи-заживи.

Делаем массаж

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)Из последнего окошкаВдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)Пришла лисичка,(гладим спинку)Хвостиком помахалаПрошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)Стул,(стул — щепотью)Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)Жене и дочке,Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)Шлю вам чулочки,Дзинь-точка.Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)Прочитал,Помял, разгладил,Сложил,Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

Массаж животика

Розовый животикМурлычет, словно котик,Заурчал щеночкомЗабулькал ручеечком.Ах животик ты, живот,Кто же там внутри живёт?Кто мешает баинькиМаленькому заиньке?Мы погладим пузики,Толстые арбузики.Спит щеночек, спит котёнок.Улыбается ребёнок.

Просыпаемся

Потянушки — потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!

Обедаем, приговаривая

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай немножечко!* * *

Утята поели,

Котята поели,

Мышата поели,

А ты еще нет?

А где наша ложечка?

Кушай на здоровечко.* * *

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил

— Зачем воду не носил!* * *

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна!

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем Филиппика кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Второй – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».* * *

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!* * *

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

Варим кашку круту,

Подливаем молочка,

И накормим казачка.

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста

Ай, Ванька-дружок,

Ай, Ванька-дружок,

Подкуй сапожок!

А мне некогда ковать,

Надо мост мостить,

Серебром гвоздить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица над окном наряжается,

А цареночек в люлечке качается!

Ай, качи-качи-качи!

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи

С пылу, с жару из печи!

С пылу, с жару из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Ах ты, моя деточка

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

Бай, бай, бай, бай

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок —

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.

Бежала лесочком

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочки — груздочки

Для сына, для дочки.

Дождик, дождик, пуще

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

Заяц Егорка

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Идет Бай по стене

Идет Бай по стене,

Несет короб на спине.

В коробе сапожки —

Ване на ножки,

Топать по дорожке.

Из-за леса, из-за гор

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Куй, куй чеботок

Куй, куй чеботок,

Подай, Ваня, молоток!

Не подашь молоток,

Не подкуешь чеботок!

Наша Маша маленька

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Наши уточки с утра

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам сгюет: «Ку-ка-ре-ку!»

Ну-ка, милый пастушок

Ну-ка, милый пастушок.

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.

Ночь пришла

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…

Огуречик, огуречик!

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ой, заинька, по сеничкам

Ой, заинька, по сеничкам

Беги, беги, беги!

Ой, серенький, по новеньким

Скачи, скачи, скачи!

Ой, некуда заиньке

Выбежати.

Да некуда серому

Выскакати.

Ой, были трое

Ворота,

Да все призаперты

Стоят.

Призаперты да

Все призамкнуты.

Ой, матушка пришла,

Ворота отперла.

Ой, выпустила заиньку

На улицу.

Поехали, поехали

Поехали, поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенечкам и кусточкам,

Зелененьким листочкам.

В ямку — бух!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу

Да и деточке снесу.

Привяжу я козлика

Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу рогатого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая береза,

Стой, не качайся.

Солнышко-ведрышко

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Сорока, сорока

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке.

На попрядушке.

Кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Другому—ложечку,

А третьему—целую поварежечку!

Травка-муравка

Травка—муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Ребятки — за молоко.

У Ален ни в гостях

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курица в сережках.

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Уж я Танюшке пирог испеку

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке — румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Чики, чики, кички

Чики, чики, кички,

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели —

Все люди глядели.

Как они садились —

Все на них дивились.

Потешки и стихи с движением для детей 1-3 лет

Топаем – хлопаем

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как мишка: Топ-топ-топ-топ! Мы похлопаем, как мишка: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем.

Мы ногами топ-топ-топ, (ходим по комнате и топаем) А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп! (хлопаем в ладоши) Ай да малыши, ай да крепыши! По дорожке мы шагаем (топаем по комнате) И в ладошки ударяем. (хлопаем в ладоши) Топ-топ, ножки, топ! (топаем на месте) Хлоп, хлоп, ручки, хлоп! (хлопаем) Ай да малыши! (руки на пояс, кружимся) Ай да крепыши!              (А. Ануфриева)

  • Застучали ножки
  • Застучали ножки (топаем ногами) По ровненькой дорожке, Застучали много раз, Будет весело у нас.
  • (хлопаем в ладоши)
  • (кулачком стучим по ладошке)
  • (кружимся)
  • Жил – был зайчик

Кулачком сильнее бей, Только ручки не жалей, Постучим мы кулачком И покружимся волчком!

  1. Жил – был зайчик, Длинные ушки.
  2. (приставляем ладошки к голове)
  3. (прикрываем носик рукой)
  4. (прикрываем попу)
  5. (обнимаем сами себя)
  6. Самолеты
  7. Самолеты загудели, вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолеты полетели.
  8. (руки в стороны, бежим по комнате)
  9. (приседаем)
  10. (руки в стороны, снова бежим по комнате)

Зайка серенький сидит, (В.Хорол)

Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. На полянку тихо сели, Да и снова полетели.

Зайка серенький сидит (приставляем ладошки к голове) И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть.

  • (хлопаем в ладоши)
  • (топаем ногами)
  • (пугаемся и разбегаемся по комнате)
  • Два жука
  • На полянке два жука

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг – и убежал! (пружинящие движения ногами) Танцевали гопака: Правой ножкой топ, топ!

  1. (топаем правой ногой)
  2. (топаем левой ногой)
  3. (поднимаем руки вверх)
  4. (тянемся вверх)
  5. Как на горке
  6. Как на горке — снег, снег, (встаем с вытянутыми руками на носочки) И под горкой — снег, снег,
  7. (приседаем)
  8. (встаем с вытянутыми руками на носочки)
  9. (приседаем)
  10. (склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)
  11. (прикладывает палец к губам).
  12. Снежинки
  13. С неба падали снежинки, (пружинящие движения) Белоснежные пушинки, Они вертелись, они кружились
  14. (кружимся)
  15. (садимся на корточки)
  16. (поднимаем руки вверх)
  17. (разводим руки в стороны)
  18. (присаживаемся на корточки)
  19. (поглаживаем себя по бокам)

Стрекоза

Левой ножкой топ, топ! Ручки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!           И в сугробы превратились Вот такие вот высокие, Вот такие вот широкие, Вот такие вот глубокие, Вот такие белобокие (И. Токмакова)

  • Вот какая стрекоза, (показываем размер двумя руками) Как горошины глаза.
  • (прикладываем руки к глазам)
  • (поднимаем руки вверх)
  • (присаживаемся на корточки)
  • (приставляем к голове руку козырьком)
  • (руки в стороны – бегаем по комнате)

Автор-составитель: Дарья Колдина

Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо), Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед), Ну совсем как вертолет. Мы летаем высоко, Мы летаем низко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко.

Народный фольклор для детей

Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys — «поучающий»), а также эстетические достоинства

Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова

Приговариваем при умывании и купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.* * *

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

….. (имя) умывается,

Солнцу улыбается!* * *

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Маша умывайся веселей!* * *

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.