Скороговорки на букву “А”
- На горе Арарат растет крупный виноград.
- У Аграфены и Арины растут георгины.
- Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.
- Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. (Лал — рубин)
- Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
- Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
- Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат.Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
- Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
- Астронавты на орбите.Акробаты на Арбате.
- Аист крылья расправляет, Аист книгу раскрывает. В книге – буквы и слова. Аист видит букву А. И, надев, очки на нос, Он читает: – АБ-РИ-КОС.
- Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.
- Буква А, где тетя Аня? Дочку Аню парит в бане. Баня Аню прогревает, Аня баню обожает.
- Алла астры собирала, из астр букеты составляла.
- Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?
- Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышит – Алешу найдет.
- Варвара варила, варила, да не выварила.
Речевой материал:
БУКВА З ЗВОНОК КУПИЛА,
И С УТРА В НЕГО ЗВОНИЛА.
ЗАЙЦЕВ В ГОСТИ ЗАЗЫВАЛА,
ЗАВТРАКОМ ИХ УГОЩАЛА.
ЗИЛ ЗЕЛЕНЫЙ ПАПУ ЗЛИЛ,
ЗАВОДИЛСЯ ПЛОХО ЗИЛ.
ПОДВЯЗАЛА ЛИЗА РОЗЫ
ЗАСАДИЛА ДВЕ ЗАНОЗЫ.
ЗАТОПТАЛИ УТКИ ЗА БУДКОЙ НЕЗАБУДКИ.
ИЗ КУЗОВА В КУЗОВ ШЛА ПЕРЕГРУЗКА АРБУЗОВ.
ЗАМОРОЗИЛА ЗИМА И ЗАБОРЫ И ДОМА.
СОНЯ ЗИНЕ
ПРИНЕСЛА БУЗИНУ В КОРЗИНЕ.
ЗАЖГЛАСЬ ЗЕЛЕНАЯ ЗВЕЗДА…
ЗАПУСТЯТ ЗВЕЗДОЛЕТ ТУДА.
У ЗИНЫ БУЗИНА В КОРЗИНЕ
БУЗИНА У ЗИНЫ УПАЛА ИЗ КОРЗИНЫ.
У ЗАЗЫ ЗОЛОТЫЕ ВАЗЫ.
ЗАМОРОЗИЛА ЗИМА И ЗАБОРЫ И ДОМА.
ЗАПЕЛ ЗЯБЛИК НА ЗАРЕ
ОЗЯБ ЗЯБЛИК ВО ДВОРЕ.
ИДЕТ КОЗЕЛ С КОСОЙ КОЗОЙ,
ИДЕТ КОЗЕЛ С БОСОЙ КОЗОЙ,
ИЕТ КОЗA С КОСЫМ КОЗЛОМ,
ИДЕТ КОЗA С БОСЫМ КОЗЛОМ.
У ЗАБОРА КОЗА-КОЗА ВЫТАРАЩИЛА ГЛАЗА.
ЗАПОЗДАЛАЯ ЗИМА ЗА НОЧЬ ИЗБЫ ЗАМЕЛА.
У КУЗИ КУЗИНА — КУЗИНИНА ЗИНА.
ГЛАЗ ЗЕЛЕНЫЙ У КОЗЫ, А ЕЩЕ У СТРЕКОЗЫ.
ЗЕБРА АЗБУКУ УЧИЛА
БУКВЫ ЗЕБРА ПОЗАБЫЛА.
ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА
НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЕЗЫ.
ЗВЕНИТ ЗВОНОК, ЗОВЕТ ЗВОНОК,
И ЗОЯ В КЛАСС К СЕБЕ ИДЕТ.
ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА
В ЗООПАРКЕ ЗА ЗАБОРОМ ЗЕБРЫ РЕЗВЫЕ РЯБИЛИ
КУЗНЕЧИК ЗЕЛЕНЫЙ В ЗЕЛЕНОМ ГАЗОНЕ
ЗАСНУЛ НА ЗАКАТЕ В ЗЕЛЕНОЙ КРОВАТИ.
ИЗ КУЗОВА В КУЗОВ ШЛА ПЕРЕГРУЗКА АРБУЗОВ.
В ГРОЗУ, В ГРЯЗИ ОТ ГРУЗА АРБУЗОВ РАЗВАЛИЛСЯ КУЗОВ.
ЗИМОЙ ПОЛЕ БЕЛОЕ, ПРОМЁРЗЛО-ЗАЛЕДЕНЕЛОЕ.
ЗВЕЗДОЧЁТ ЗВЕЗДУ ЗАДУЛ.
ЗАЯЦ В ЗАВОДЬ ЗАВЕРНУЛ.
ЗРИТЕЛЬ В ЗАЛЕ ЗАМЕРЗАЛ.
И ЗАМЕДЛЕННО ЗЕВАЛ.
ЗИНОВИЙ, ПОЗНАКОМЬ-КА ЗНАКОМОГО И НЕЗНАКОМКУ.
НА ЗИМНЕМ НЕБЕ В МОРОЗЫ
ЗАГОРАЮТСЯ ЯРКИЕ ЗВЕЗДЫ.
ЗВЕНИТ ЗВОНОК, ЗОВЕТ ЗВОНОК,
И ЗОЯ В КЛАСС К СЕБЕ ИДЕТ.
ЛЕЗУТ КОЗЫ В ГPОЗУ В ЛОЗУ – ЛОЗУ КОЗЫ В ГPОЗУ ГPЫЗУТ.
СОНЯ — НЕЗНАЙКА,А ЗИНА — ЗАЗНАЙКА.
КАК-ТО ЗЕБРА СТИХ ЗУБРИЛА —
СТИХ ПРО ТО, КАК ЗУБРА БРИЛА.
РЯДОМ С ЗЕБРОЙ ЗУБР ЗУБРИЛ
СТИХ ПРО ТО, КАК ЗЕБРУ БРИЛ.
В ЗНОЙ ЗАБОТЛИВЫЕ КОЗЫ
ЗАБИВАЛИ ГВОЗДЬ В ЗАБОР,
ЧТОБЫ В ЗИМНИЕ МОРОЗЫ
НЕ ЗАЛЕЗ ЗУБАСТЫЙ ВОР.
ЗАВТРАК ЗАВЕРШЁН ВНЕЗАПНО –
ЗАЯЦ СЪЕЛ ВЕСЬ ЗАВТРАК ЗАЛПОМ.
ЗАЦЕПИЛСЯ ЗОНТИК ЗА ЗАБОР.
С ЗАВИТУШКАМИ НА ЗОНТИКЕ УЗОР.
Польза чистоговорок:
- Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
- Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
- Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
- Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
- Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
- Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Модели предлогов:
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .
У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.
ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.
Автоматизация звука в чистоговорках
- СА – СА – СА — длинная коса;
- СА – СА – СА — хитрая лиса;
- СА – СА – СА — вот летит оса;
- СА – СА – СА — укусила в нос оса;
- СЫ – СЫ – СЫ — у дедушки усы;
- СЫ – СЫ – СЫ — лисёнок у лисы;
- СЫ – СЫ – СЫ — хвост красивый у лисы;
- СЫ – СЫ – СЫ — новые весы;
- СЫ – СЫ – СЫ — заведи часы;
- СЫ – СЫ – СЫ — не боюсь я злой осы;
- СУ – СУ – СУ — воду я несу;
- СУ – СУ – СУ — дом стоит в лесу;
- СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу;
- СО – СО – СО — у Сони колесо;
- СО – СО – СО — стал мой нос, как колесо;
Чистоговорки на слог АС
- АС – АС – АС — дети входят в класс;
- АС – АС – АС — дети пили квас;
- АС – АС – АС — свет у нас погас;
- АС – АС – АС — я корову пас;
- АС – АС – АС — вкусный ананас;
- ОС – ОС – ОС — на поляне много коз;
- ОС – ОС – ОС — я несу поднос;
- УС – УС – УС — я несу арбуз;
- УС – УС – УС — у Сони много бус;
- ЕС – ЕС – ЕС — автобус едет в лес;
- ИС – ИС – ИС — на суку Борис повис;
- АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
- ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — на столе подносы;
- ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ — заплетали косы;
- УСЫ – УСЫ – УСЫ — подарим маме бусы;
- ИСТ – ИСТ – ИСТ — наш Борис танкист;
- ИСТ – ИСТ – ИСТ — вот зелёный лист;
- ОСТ – ОСТ – ОСТ — у Васьки длинный хвост;
- АСТА – АСТА – АСТА — вот зубная паста;
- АСКА – АСКА – АСКА — у Сони маска;
- АСКА – АСКА – АСКА — у Сони коляска;
- АСКИ – АСКИ – АСКИ — мы купили маски;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе записка;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — спит киска;
- ИСКА – ИСКА – ИСКА — на столе редиска;
- ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ — мы купили миску;
- ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ — мы носили доски;
- ИСТО – ИСТО – ИСТО — посуду мыли чисто;
- УСТА – УСТА – УСТА — вкусная капуста;
- УСТО – УСТО – УСТО — в огороде пусто;
- ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО — мы месили тесто;
- ОСКА – ОСКА – ОСКА — высокая берёзка;
ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ — у скалы сосны;
Чистоговорки на слог СТЫ
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — длинные хвосты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — строили мосты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — зелёные листы;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — улетели аисты;
- СТЫ – СТЫ – СТЫ — мяч летит в кусты;
- СТА – СТА – СТА — у Сони два листа;
- СТА – СТА – СТА — стояли у моста;
- СТА – СТА – СТА — мы видели аиста;
- СТА – СТА – СТА — сели на места;
- СТУ – СТУ – СТУ — стояли на мосту;
- СТУ – СТУ – СТУ — едем по мосту;
- СТУ – СТУ – СТУ — солдаты на посту;
- СКИ – СКИ – СКИ — новые носки;
- СКА – СКА – СКА — длинная доска;
- СКУ – СКУ – СКУ — мы несли доску;
- СНЫ – СНЫ – СНЫ — стояли две сосны;
- СНА – СНА – СНА — на улице весна;
Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.
Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация шипящих звуков
- Дифференциация звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Полезные советы:
Скороговорки на звук «Щ» в виде мнемодорожек значительно облегчат процесс заучивания. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Щ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Щ».
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Щ», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Щ» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам
Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.
Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1
https://abvgdee.ru
- Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
- Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
- Город Нерль на Нерли-реке.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
- РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
- Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
- Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
- Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
- Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
- Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
- Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
- Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
- Кириллу на рынке купили крынку.
- Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
- Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
- Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
- Пойду в лес по рябую корову.
- Пришёл Панкрат с домкратом.
- Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
- Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
- Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
- Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Люди — с базара, Назар — на базар.
- На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
- Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
- По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
- Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
- Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
- Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
- Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.
Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):
Егор, Егор! Покажи свой дворВот мой двор, зеленый забор.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Тарара-тарара — поднимайся, детвора!Тарара-тарара – в детский сад идти пора!Туруру-туруру – поднимаем детвору.Тырыры-тырыры – нету дома детворы!
Дал Макар Роману карамельку,А Роман Макару – карандаш
Рома Маше нарвал ромашек.
Брат продал брату паркет из граба.
Красной краскою ЕгорКрасит крышу и забор.
Три сороки–тараторкиТараторили на горке.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
Макару в карман комар попал.Комар у Макара в кармане пропал.Про это сорока в бору рассказала:«В кармане Макара корова пропала».
Ворон Карлсону оторвал карман,Карлсон завёл моторчик и пропал.
На ярмарке Торговый ЯрПродавал товар Макар.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
У КондратаКуртка коротковата.
Дали карапузу кукурузу,А карапуз просит арбуз.
На горе АраратРвет Варвара виноград.
Кавалеры королевы плылиК ней на каравелле.
У корнета нет кларнета.Подари кларнет корнету.
У корнета – кларнет,У нас – контрабас.
На сцене корнет играл на кларнете,В партере сидела дама с лорнетом,Следя за дуэтом корнета с кларнетом.
Карл играл на черном кларнете,А на рояле Лара играла.
У Марфы – нет арфы,У Глафиры – кефира.
Хранитель храма хазар храпел.
У вдовы ВарварыДва вора дрова воровали.Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.
Открывай, Варвара, ворота,От Варвариных ворот – поворот.
Открывай, Варвара, ворота,У двора на траве коли дрова.
Открывай, Увар, ворота,Дров несём невпроворот мы.
Карп КарпычУ Карпа КарпычаКарпа купил.
На завтрак у ВарварыКрабы и омары.
Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет.Если бы Карл у Клары не крал кораллы,То Клара у Карла не крала б кларнет.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Карл у Клары украл доллары,А Клара у Карла – квартальный отчет.
Матрос на корме кормит морских рыбок.На корме, кроме Ромы,Егор и Артем.На корме кроме Марка,Рая и Тамарка.
На горе АраратКараулила Варвара воронят.
На горе АраратКарл с Кларой рвали виноград.
В огороде у Федоры – помидоры.За забором у Федоры – мухоморы.
Игры со скороговорками:
- Скороговорки — это веселая игра, поэтому играйте в них, делайте разнообразнее. Это могут быть следующие варианты:
- Найди в скороговорке слова со звуком «Ш»;
- Найди слова, где в скороговорке звук «Ш» стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова;
- Придумай свое смешное предложение с этим словом;
- Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
- Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
- Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
- Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);
Автоматизация звука Ш в скороговорках при момощи мнемодорожек поможет:
Научить ребенка произносить звук «Ш» в «трудном тексте», а значит улучшит дикцию и качество разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово
Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов В шкафу, малыши воспринимают как одно слово ВШКАФУ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Скороговорки с шипящими звуками [ж], [ш], [ч], [щ]
К скороговоркам с шипящими , , , родители и учителя обращаются чаще всего. Эти звуки тяжелее всего даются детям.
Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.
В шалаше
В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
Шла Саша по шоссе
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Рыжий кот
Лежебока рыжий кот, Отлежал себе живот.
Скороговорка на букву Щ
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Мышата
Мышонку шепчет мышь: “Ты все шуршишь — не спишь” Мышонок шепчет мыши: “Шуршать я буду тише”.
Ёжик
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
Обруч
Обруч я верчу, кручу, циркачом я стать хочу.
Скороговорка на букву Ч
На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча. Грач кричал, грач горячился… А сосед не огорчился.
Скороговорки для детей 3-4 года
Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются
- , ,
- ,
Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками
Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных , , свистящих, шипящих и звука
Веня и Иван не виноваты
Увидим Вадима и удивим
В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
Внимание: в водоеме водяной
Видите: на диване у Вовы два удава
- Конфеты — фее, конфетти — Тимофею
- У Фимы — финики. У Фани — фантики
- У Федота — фагот
- Не бубни, бей в бубон
- Бегу к быку и от быка бегу
- На копытах — подковы
- Пете не допить напиток
- Пони в попоне
- Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
- В водоеме воды видимо-невидимо
- Дома — домовой, в воде — водяной
- Один да один — два
- Опятки не на пятке
- У Антона — антенна
- У Тани — тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
- У Капы — компот
- У кока — какао
- Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
- Бабе Яге маги не помогают магией
- Вьюги не на юге
- Игнат помогает готовить Инге и Агнии
- Подходит выходной. В выходной отдохнем
- На охоте — Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
- У хана — хна
- У совы есть совесть
- Всем бы вместе сесть и поесть
- Осенью у Сени сени в сене
- Зимой беззаботная Зоя зябнет
- Не забудьте незабудки
- Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»
Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам
Скороговорки для детей 3-4 года
Над лугом летели белые лебеди
Скороговорки на букву «л» для детей лёгкие, короткие и быстро запоминающиеся.
В лодке Володька.
Галки сидят на палке.
В палатке — лопатка.
В полёте Поля-пилот.
Вале велики бальные туфли.
Великану малы Валины валенки.
Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
Колдун наколдовал Коле клад.
Коля купил Лике кило кильки.
Клади в угол уголь
Лала ела халву под одеялом.
Милу мама мылом мыла.
У ёлки иголки колки
Платон плыл на плоту
Под елью пудель
У Аллы — алая лента
У Полкана под лапкой палка
У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
В июле юлу купили Юле.
Олени на поляне под липами гуляли.
Далеко до калитки маленькой улитке.
Для маленькой Алёнки
Галя гладила пелёнки.
Лев поднял лапу
И дал волку по лбу.
Люба любит лютики,
А Коля мультики
На плоту плотник,
У плотника плотва
В Йошкар-Олу летели йоги
Йогурт ели по дороге.
Люда леечку взяла
Ландыш люда полила.
Посмотрите видео на проговаривание скороговорки с буквой «л».
Галка села на забор, грач завел с ней разговор
Скороговорки на букву «л» для логопеда. Их можно использовать для развития речи и улучшения дикции ребёнка. Повторяйте эти фразы чаще и речь малыша быстро исправится.
***
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
— Сено грабь граблями, краб.
***
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
***
Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.
***
Королева кавалеру подарила каравеллу.
***
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
***
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
***
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
***
Коля колья колет.
Поля поле полет.
***
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.
***
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор
***
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала,
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
***
Лесорубы лес рубили топором-топориком.
Лес в дровишки превратили топором-топориком.
***
Галка села на палку, а палка ударила галку.
Не садись галка на палку!
***
Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.
Себе – трое, мужу – двое и детишкам по лаптишкам.
***
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку глядеть было лень, искала булавку весь день.
***
В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.
***
То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
То ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
***
Лом ломает
Толстый лед.
Лом ломать
Не устает.
***
Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась.
Видно, очень устала.
***
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком –
Получилась полка.
***
Воду лили, лили,
Лили, лили, лили
Лили, поливали,
Ляленьку купали.
***
Метели летели, летели метели.
Стелили в долинах из снега постели.
Предлагаем посмотреть видео «Как научить ребёнка произносить звук Л». Простые и интересные задания для детей вместе с логопедом. Занимайтесь с вашими детьми интересно и познавательно, исправляйте вовремя дефекты речи.
https://youtube.com/watch?v=F1ktu6t8Lno
Скороговорки на звук «Л»:
Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!
Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.
Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Мал, да удал
Мыла Мила мылом пол,Половину не домыла,Мила мыло уронила!И вторую половинуМила вымыла без мыла!
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Около кола — колокола.
Камбала болтала без умолку о белых балканах.
Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.
Палку толкал лапкой Полкан.
Ходят волки возле ёлки.
Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!
В Луку Клим луком кинул.
Галдела галка на елке.
Вкусна халва, халве хвала!
У клуба на клумбе клубок.
Всякое дело делай умело.
Наш Полкан попал в капкан.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.
Сел сокол на голый ствол.
Вол попал в логово волка.
Голубь, гусь и галка —Вот и вся считалка.
Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Нынче волчата галдят, как галчата,И, как волчата, галчата молчат. (Автор — М. Бородицкая)
Няня на ночь Милу мыла,Мила мыло не любила.Но не ныла Мила,Мила — молодчина.
У быка бела губа была тупа.
Правила произношения «языковерток»
Чтобы максимально добиться результата от повторения чистоговорок, надо придерживаться правил:
- Проговаривать фразы надо сначала медленно и четко.
- Если речь идет о ребенке, ему надо сначала объяснить смысл фразы, поскольку не всегда есть в ней понятные слова.
- Второй раз стоит проговорить чистоговорку быстрее.
- На третий раз произнести быстро и снова повторить.
- Для взрослых не достаточно просто стремиться к быстрому проговариванию. Следует также менять выражение, интонацию. Поскольку тренировка дикции включает в себя и выразительность речи тоже.
Начинать надо всегда с коротких поговорок. Они легче запоминаются и произносятся. Останавливаться на достигнутом не стоит. После автоматизации коротких «языковерток» можно переходить к более сложным и длинным. Если короткие фразы даются с легкостью и без затруднений, это свидетельствует, что вы готовы к новым шагам навстречу идеальной дикции.
Скороговорка про бронетранспортер. Самая жёсткая скороговорка в мире
5155
Телеведущая Балтийского Канала Елена Соломина показала ошеломительный класс выговорив 2,5-минутную скороговорку на одном дыхании и без единой ошибки. Скороговорка называется «Лигурия». Елена сумела выговорить всевозможные замысловатые речевые обороты русского языка, чем привела зрителей телеканала в восторг. В общем смотрите и удивляйтесь.
А вот и сам текст скороговорки, попробуйте также:
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле.
Да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб. Затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел. Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится.
Была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опять с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши.
О всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. Но попытка — не пытка!
Перечень скороговорок со звуком Л для развития речи детей
Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!
Мели, Емеля! Твоя неделя.
Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела.
Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.
Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.
Вале велики бальные туфли.
Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Мал, да удал
Мыла Мила мылом пол, Половину не домыла, Мила мыло уронила! И вторую половину Мила вымыла без мыла! (Автор — М. Майданник)
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
Что за колокольня без колоколов?
У елки иголки колки.
Далеко до калитке маленькой улитке.
Коля любит мультики, а Любаша — лютики.
Около кола — колокола.
Камбала болтала без умолку о белых балканах.
Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.
Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.
Палку толкал лапкой Полкан.
Ходят волки возле ёлки.
Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!
В Луку Клим луком кинул.
На мели мы налима ловили.
Коля под тополем пил топленое молоко.
У Вали — лейка, у Коли — линейка.
Галдела галка на елке.
Волк-то на воле. да и воет доволе.
Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили!
Лом ломает толстый лед, лом ломать не устает.
Вкусна халва, халве хвала!
Над лугом летели белые лебеди.
У клуба на клумбе клубок.
Всякое дело делай умело.
Наш Полкан попал в капкан.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!
В уголок Аленка села. У Алёнки много дела.
Юленька, Юленька, Юла! Юля юркая была. Усидеть на месте Юля Ни минуты не могла.
Юля маленькой была, и вертелась как юла.
От топота копыт пыль по полю летит.
На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.
Сел сокол на голый ствол.
Вол попал в логово волка.
Голубь, гусь и галка — Вот и вся считалка (Автор — Г. Сапгир)
Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат. (Автор — М. Бородицкая)
Петя был мал и траву мял. Увидела мать- не велела мять.
Няня на ночь Милу мыла, Мила мыло не любила. Но не ныла Мила, Мила — молодчина.
У быка бела губа была тупа.
Клади в угол уголь.
Еще задания и игры по формированию правильного произношения детей дошкольного возраста Вы найдете в статьях сайта:
— Как научить ребенка говорить звук Р: артикуляционная гимнастика.
— Игры со звуками Р и Л
— Автоматизация звуков Р и Рь: игры, задания, стихи для детей
— Автоматизация правильного произношения свистящих звуков у детей: идеи для игр, стихи, задания.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Скороговорки для автоматизации звуков «Л», «Р» и дифференциации звуков «Л — Ль», «Р — Рь»
Скороговорки
для автоматизации и дифференциации звуков «Л», «Р»
Скороговорки на звук
В бору бобёр и брат бобра работают без топора. В грозу от груза арбузов развалился кузов. В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш. Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз. Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки. За тараканом с барабаном, за комаром с топором. Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле. Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа. Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы. На корабль прокрался краб, караси украли трап. Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой. Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы. По травке тропа протоптана. Прыгают скороговорки как караси на сковородке. Рано утром два барана барабанят в барабаны. Рома Маше нарвал ромашек. Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла. С горы – не в гору, в гору – не с горы. Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла. Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Трое трубачей трубят в трубы. Шустрая норка юркнула в норку.
Скороговорки на звук
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. Все бобры добры для своих бобрят. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара у Вали играет на рояле. Королева кавалеру подарила каравеллу. Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Орел на горе, перо на орле. Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Проворонила ворона воронёнка. Вставай, Архип, петух охрип.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора! Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Краб крабу продал грабли. Продал грабли крабу краб. Грабь граблями сено, краб!
В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели.
То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.
Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице… ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.
В Луку Клим луком кинул. Около кола колокола, около ворот коловорот. От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. У ёлки иголки колки.
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, Да не продолбил и не выдолбил.