Скороговорки и трудноговорки для взрослых

Оглавление

Скороговорки для развития дикции, чистоговорки

Сразу охота оговориться, что они тоже, не все адекватные, и я не делал никакого отбора и подбора скороговорок для дря развития дикции. Это относится и к чистоговоркам. Вы сами должны делать выбор, что надо, а что проходить мимо, но для полноты картины, здесь подобрана самая большая коллекция скороговорок.

Как проговаривать скороговорки?

Да, это должно делаться правильно и методично. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку

Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных

Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение

Медленно, но уверенно, как говорится

Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Далее, идет– чтение скороговорки шепотом

Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу

Логопедические упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм, правильных скороговорок и чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Но только не в случае, когда вы читаете графоманию, где нет ритма и это в убогом исполнении самого автора, этой скороговорки. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки — чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

Общие сведения

На сегодняшний день, многие родители, чьи дети имеют речевые проблемы различного характера вынуждены обращаться к логопеду. Как правило, это малыши в возрасте около 6 лет. Родители должны знать, что данную проблему можно предупредить. Конечно, возможно не каждому ребенку будет достаточно разучивания скороговорок, но большинству данная методика поможет развить речь, а также избавит от проблем с дикцией, а в последствии и с учебой.

Для всех, независимо от возраста, правила едины: скороговорка говорится мысленно, «про себя», потом произносится тоже самое шепотом, затем негромким голосом. Как только текст воспроизводится без сбоев и заминок, можно уверенно произносить рифмованные строки громко, каждый раз убыстряя темп.

Способы избавления от болезни для детей

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 2

  1. Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
  2. Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  3. В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.
  4. Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
  5. На болоте, на лугу стоит миска творогу. Прилетели две тетери, поклевали — улетели.
  6. Воротилась Варвара из города, привезла новостей с три короба.
  7. У Ипата к пирогам борода с лопату, а увидел дубину — борода клином
  8. Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
  9. У Карпова двора укатана гора. Кто укатал? Карповы дети укатали, раскопали, перекопали.
  10. Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз — гора, две горы, три горы.
  11. Шла бабка из клети, просыпала крупку. — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!
  12. Иван-болван кочерыжку ковал, да не выковал, на базар выносил, по три денежки просил, да не выпросил.
  13. Летит гусь на Святую Русь. Русь, не трусь, это не гусь, а вор-воробей, вора бей — не робей!
  14. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дров накололи, двор переполнили.
  15. На дворе — трава, на траве — дрова, за двором — дрова, под двором — дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора. Надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.
  16. У редьки и репки корень крепкий.
  17. Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
  18. Роль лиры в мире мала. Тем не менее мне лира мила.
  19. Розовые розы замерзают в морозы.
  20. Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
  21. Шли семеро стариков, говорили старики про горох.Первый говорит: «Горох хорош!»Второй говорит: «Горох хорош!»Третий говорит: «Горох хорош!»Четвёртый говорит: «Горох хорош!»Пятый говорит: «Горох хорош!»Шестой говорит: «Горох хорош!»Седьмой говорит: «Горох хорош!»
  22. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
  23. Абросим не просит, а дадут — не бросит.
  24. Крута гора, в горе — дыра, в дыре — кротовая нора.
  25. Герои-греки поворотили реки, перевернули горы. У Пифагора горе.
  26. Толста, толста, проста, проста.
  27. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
  28. Остренькие рожкиУ козы СережкиИ сказал Сережка:“Я боюсь немножко”.
  29. Стоит гора посреди двора.
  30. Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  31. Сколько ни рассмеивали нерассмеянную Несмеяну, никто Несмеяну не рассмеял.
  32. У пригорка Егорка объегорил волка.
  33. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
  34. Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.
  35. Не коси косой дрова, для косы растёт трава.
  36. С другом дружи, а другому не груби.
  37. Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
  38. Хороши в дорожку пирожки с горошком.
  39. Не перчи, Пётр, поросёнка перцем, а то можешь переперчить поросёнка перцем.
  40. Скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу.
  41. Дрозд дроздиху дразнил-передразнивал, да не выдразнил.
  42. Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
  43. Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в “Ромэн” на “Кармен”.
  44. Малина — не Марина.
  45. Шёл мужик из-за реки, нёс лапти девятерики; нам не до мужиков, не до лаптей-девятериков.
  46. Тридцать три трубача трубят тревогу.
  47. Три вороны на воротах.
  48. Я вкруг погреба хожу, всё про погреб говорю.
  49. У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.
  50. Ехал грека через реку.Видит грека – в реке рак.Сунул грека руку в реку.Рак за руку грека — цап!
  51. Пал град на пять гряд.
  52. Потеряна дитя Тетерина.

Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1

https://abvgdee.ru

  1. Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
  2. Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
  3. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  4. На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
  5. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
  6. На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
  7. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
  8. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  9. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  10. Клара-краля кралась к Ларе.
  11. Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
  12. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  13. Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  14. Город Нерль на Нерли-реке.
  15. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  16. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  17. РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  18. Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  19. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  20. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  21. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  22. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  23. Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
  24. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  25. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
  26. Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
  27. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
  28. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
  29. Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
  30. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  31. Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
  32. Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
  33. Дробью по перепелам да по тетеревам.
  34. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  35. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
  36. Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
  37. Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
  38. Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
  39. Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
  40. Кириллу на рынке купили крынку.
  41. Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
  42. Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  43. Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
  44. Пойду в лес по рябую корову.
  45. Пришёл Панкрат с домкратом.
  46. Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
  47. Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
  48. Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
  49. Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
  50. Люди — с базара, Назар — на базар.
  51. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
  52. Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
  53. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  54. По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
  55. Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
  56. Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
  57. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
  58. Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
  59. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
  60. Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.

Скороговорки для развития речи в детском саду – картотека по алфавиту

Воспитатели проводят с детьми большую часть дня, поэтому занятия по развитию детской речи в этих образовательных учреждениях актуальны как никогда. Тем более, не во всех садиках имеются профессиональные логопеды.

Данная картотека со скороговорками охватывает все труднопроизносимые согласные буквы по алфавиту. Так что можете просто распечатать и начать пользоваться!

Бобы у бабы как баобабы.

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

Пугало напугало на лугу иволгу.

Гога убегал от дога, а Геннадий – от бульдога.

Дадим дяде Додону удода.

Уж пожаловал ежам новых дюжину пижам,

Прежние пижамы исколоты ежами.

Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.

Капитан Капитон пакует покупки.

Лиса силилась в лесу из силка вызволить лисенка.

Пропотевший пролечился, попотевший полечился.

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Скороход покупал скороварки – друзьям-скороходам подарки.

Скороходы скоро ходят, скороварки им подходят.

Тарахтящий трактор трижды проверит предусмотрительный тракторист.

У Фени – муфта, у Фани – кофта.

Вдохни у входа, выдохни у выхода.

Вдохни у выхода, выдохни у входа.

В Виннице у купца племянница, а в Донецке – отец.

Четверть часа чиж чижихе пел частушки на плющихе,

Черный кот, большой чудак, влез послушать на чердак.

Каждой шиншилле мыши обещали сшить по шёлковой шали.

Мыши шуршали, но шали не сшили, шиншиллу мыши облапошили.

В дощатом ящике у каменщика щебенка.

А вы занимаетесь со своими детками развитием их речи и дикции? Может, у вас есть свои скороговорки, которые вы используете для речевых тренировок? Тогда буду вам очень признательна, если поделитесь ими с другими читательницами моего сайта. А еще не забудьте поделиться этой статьей в соцсетях! До новых встреч на блоге!

Упражнения для улучшения дикции

Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.

  • Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
  • Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
  • Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
  • Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
  • Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
  • Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.

Как заниматься

Чтобы результаты занятий были заметными, нужно соблюдать следующие правила:

  • проговаривать скороговорки регулярно – ежедневно 2–5 раз по 10 минут;
  • напоминания – распечатать на листе по 3– 5 скороговорок, развесить на видных местах;
  • перемены – скороговорки следует менять каждые 10 дней, чтобы не происходило привыкания артикуляционного аппарата.

Не следует сразу пытаться произнести скороговорку быстро. Нужно каждое слово медленно и ритмично проговорить, понять смысл трудноговорки. Темп наращивать постепенно, старясь произносить фразу на одном дыхании

Особое внимание уделять четкому произношению окончаний – согласные звуки активизировать, а не утяжелять

Перед началом занятий делать легкую разминку. Трижды произнести звук «г», «к». Затем с полуоткрытым ртом произнеси гласные «а», «о», «э» – каждый звук по 3 раза. Прополоскать рот воздухом, чтобы расслабить мышцы.

Помощниками для улучшения дикции станет зеркало и диктофон. Перед зеркалом следует беззвучно произносить скороговорку, следя за артикуляцией. Потом проговорить трудноговорку шепотом, при этом все звуки должны быть понятны и слышны.

На диктофон нужно записывать каждое занятие

Это позволит услышать, как улучшается дикция, на какие моменты обратить внимание

В дальнейшем произносить скороговорки нужно в движении – танцевать, приседать. Это поможет разнообразить занятия, научит удерживать темп и дыхание.

Сложные скороговорки для развития речи и дикции

Наша речь – не повтор одного и того же звука. Сложные скороговорки помогают проработать одновременно три и более звука.

Лучшие скороговорки для развития дикции взрослых – это целое искусство! Среди них есть очень сложные и длинные фразы, настоящие шедевры жанра.

Если вы уже прошли первый этап, можно переходить ко второй ступени. Выберите проблемные звуки и их сочетания, подберите фразы. Постепенно наращивайте темп.

Не старайтесь сразу говорить наизусть: лучше правильно читать, чем неверно проговаривать на память.

Вот популярные большие скороговорки на «р», «х», «ф», «д»:

  • Те, кто водят хороводы — хороводоводы.
  • Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.
  • Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.
  • Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.
  • Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.
  • Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.
  • Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!

Как только вы научитесь говорить эту фразу быстро и без запинок, можно уже искать самые сложные скороговорки для дикции длиной на страницу!

Скороговорки и чистоговорки — самая большая коллекция

Коллекция скороговорок и чистоговорок, не имела цель набить страницу чем попало. Поэтому, под словом самая большая надо понимать, те, что более менее адекватные. Полный трэш и глупости — зачем они вам надо.

  1. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои
    Что купили, прикупили, покупали что смогли

  2. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

  3. Интервьюер интервента интервьюировал.

  4. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но, заскороговорившись, выскороговорил,
    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

  5. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет

  6. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии

  7. Флюорографист флюорографировал флюорографистку

  8. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв

  9. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

  10. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

  11. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.

  12. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.

  13. Осип охрип, Архип осип

  14. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб

  15. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

  16. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

  17. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

  18. Шла Саша по шоссе и сосала сушку

  1. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  2. Четверть четверика гороха без червоточинки.

  3. Константин констатировал.

  4. У ежа — ежата, у ужа — ужата.

  5. Жутко жуку жить на суку.

  6. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

  7. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

  8. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

  9. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымохо

  10. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

  11. Сшит колпак, да не по-колпаковски.
    Вылит колокол, да не по-колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

  12. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели

  13. Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

  14. Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала.

  15. Петя был мал и мяту мял. Увидала мать — не велела мять.

  16. Съел Слава солено сало, да сала Славе мало.

  17. Ты, молодец, скажи молодцу,
    Пуст молодец молодцу скажет,
    Пусть молодец теленка привяжет.

  18. Испугались медвежонка
    Еж с ежихой и с ежонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.

  1. Два дровосека, два дроворуба,
    Два дровокола отточили топоры,
    Топоры остры-то до поры,
    До поры остры топоры, до времени.

  2. Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.

  3. Уж пожаловал ежам
    Новых дюжину пижам.
    Прежние пижамы
    Исколоты ежами.

  4. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

  5. Баран-буян залез в бурьян.

  6. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел.

  7. Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.

  8. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит

  9. Пётр Петрович, по прозванью Петров, пошел погулять, поймал птицу перепелку (пигалицу); пошел продавать, понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

  10. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

  11. Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком.

  12. Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал карась: «Раскрась, карасенок, сказку». На раскраске карасенка три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят.

  13. У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже (ж, с, ш, щ)

  14. У Раисы сестра Лариса, у Ларисы сестра Раиса.

  15. Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

  16. Пустует пост на мостовой – бастует Сеня-постовой.

  17. Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся, Алеся, а на печи грейся.

  18. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине

Скороговорки для детей

Что такое скороговорка

Скороговорка (чистоговорка) представляет собой коротенькую фразу или стишок с трудной артикуляцией. В тексте сочетаются одинаковые звуки, но в словах с разным значением. Стихи и предложения благодаря рифме и смыслу легко запоминаются, тренируют дикцию и развивают речь.

Цель скороговорки – развитие речи и совершенствование дикции. Чистоговорки встречаются в стихотворной форме и в виде прозы. Первый вид пользуется большей популярностью из-за удобства запоминания.

Классификация скороговорок разнообразна:

  • Простые.
  • Сложные.
  • Быстрые.
  • Длинные.
  • Народные.
  • Детские.
  • Для взрослых.
  • Скороговорки-пословицы.

Методика разучивания

Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу — для начала пусть они будут короткие — можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Как правильно читать скороговорки, чтобы стать диктором

Чтобы научиться говорить быстро, сначала нужно научиться говорить четко медленно. При ознакомлении со скороговоркой нужно самые сложные слова повторить несколько раз – нужно добиться их легкого и свободного звучания.

Неверно произносить трудноговорку бессмысленно по слогам – это утяжеляет речь, делает ее неестественной. Каждую фразу нужно произносить в 2–3 темпах. Дикторам с медленной речью проговаривать скороговорки нужно медленно, быстро и очень быстро. При быстром темпе речи проговаривать фразы нужно медленно и быстро.

На начальном этапе гласные звуки произносить тихо, согласные – четко и звонко. Постепенно громкость звучания нужно увеличивать, читать скороговорку в полную силу. Голову при этом наклонять из стороны в сторону, язык придвигать к губам – это упражнение дает эффект тихих гласных звуков. Можно произносить скороговорку через зажатый пальцами нос – это улучшает дикцию.

Начинают занятия с односложных, коротких скороговорок, постепенно переходя к длинным и сложным трудноговоркам.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

От топота, от топота, от топота,

От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт,

Пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю,

Пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

Первую часть длиной скороговорки произносить полунапевно, постепенно повышая тональность голоса до наивысшей точки. Вторая часть произносится на понижении – от высокой тональности к самой низкой. В конце в средней тональности еще раз произнести 2 последние строчки скороговорки.

Скороговорки можно комбинировать, составлять из них сложные и длинные смысловые комбинации. Скороговорка описывает какое-то действие или событие. Задача начинающего диктора донести суть скороговорки.

Скороговорки со звуком «ч»

— это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук . Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука .

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка — воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

А также скороговорка в форме стихотворения:

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.

Самые трудные скороговорки

Шутки кончились. Теперь объемные сложные языколомалки. Прочитать без запинки с первого раза смогут единицы. Нам остается только пожелать вам удачи.

Что еще может помочь улучшить произношение

Скороговорки — это хорошо, но ими одними сыт не будешь. Это речевая практика. Она поможет вам разговориться. Но вопрос вот в чем: разговоритесь ли вы правильно или просто научитесь бегло говорить с ошибками?

Чтобы не пришлось переучиваться, слушайте больше английской речи. В фильмах, сериалах, на ютубе, в подкастах. Так вы будете впитывать правильную речь с поставленным английским произношением, без русского акцента, и интуитивно будете к нему стремиться. Есть даже смысл поработать с диктофоном: начитывать скороговорки, прослушивать, находить проблемные звуки и работать над ошибки. Почитайте об этом подробнее в статье про работу над произношением.

Бонусное видео для тех, кто дочитал до конца. Люди из разных стран рассказывают скороговорку на своем родном языке. Приятного просмотра.

И на сегодня это все. Пока!

EnglishDom #вдохновляемвыучить

Скороговорки на букву р

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Лото

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Галки

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».