Егорий вешний (юрьев день)

Оглавление

У южных славян

Св. Георгий (слева) и св. Дмитрий (справа). Фрагмент иконы, средние века.

Весенний Юрьев день считался началом полугодия, называемого у сербов «джурджевско» (юрьевское) и продолжающегося до Дмитриева дня 26 октября (8 ноября), который открывал второе, «митровско» (дмитриевское), полугодие.

У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили.

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зелёный Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зелёный Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, её молоко всё равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое ещё не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Считалось что нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьём» и иным производством шума: не били бельё вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягнёнка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала всё это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

У сербов в некоторых районах до недавнего времени в этот день ритуальная процессия девушек («») обходила дома с пожеланиями здоровья и счастья всем домочадцам.

У православных гагаузов, перенявших много славянских традиций, 6 мая отмечается «Хедерлез» в день святого Георгия Победоносца — праздник, который своими истоками уходит далеко в язычество[].

День святого Георгия Победоносца

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился Георгий в городе Бейруте (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри.

Святой мученик все терпеливо переносил с молитвой на устах. В конце концов, император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Что можно и нельзя делать 22 сентября

Согласно традиции, в этот день старались не беспокоить матушку-землю, особенно с использованием металлического инвентаря, иначе жди неурожая. Разрешалось убирать поздние сорта капусты и лука, а вот сажать новые растения и вообще рыть землю категорически запрещалось.

Также под строгим запретом было любое женское рукоделие: из опасений ненароком уколоть Богородицу, а также чтобы она в родах не запуталась в нитках, как в пуповине. Обидеть Богоматерь считалось большим грехом — культ Богородицы на Руси был очень силен, ее почитали даже больше, чем Иисуса Христа.

Это было время рубки и засолки капусты, которую на Руси было принято заготавливать всей семьей под пение девушек. Отсюда название — капустник, которое потом закрепилось в театральной, а затем и студенческой среде. Естественно, на столе в изобилии были блюда из капусты. Особенно ценились большие пироги с капустой и яйцами. Вообще, в этот день считалось правильным накрыть изобильный стол — с мясом, пирогами, вареньем.

Запрещалось ссориться, особенно сквернословить: это считалось большим грехом перед Богоматерью.

До сих пор существует традиция на равноденствие выбрасывать из дома разный хлам. В этот период в ходу осенние гадания и заговоры. Самым подходящим моментом в 2021 году любители гаданий называют время с 22:00 среды, 22 сентября, и далее всю ночь. Гадания подходят любые. Заговоры считаются действенными, если подойти к уже пожелтевшему дереву, прошептать ему самое заветное желание, о котором потом никому не рассказывать.

Равноденствие считается подходящим моментом для разных начинаний, а вот алкоголем опытные люди советуют не увлекаться

День также сулит удачу в личной жизни, но, согласно приметам, и девушкам, и парням нужно соблюдать осторожность при завязывании новых контактов. Дело в том, что равноденствие — это неустойчивый момент, поэтому велика вероятность, что партнер обманет

Праздник 13 мая — день Якова Теплого

13 мая христиане почитают сына рыбака, святого Иакова, одного из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовой вере. Во времена наших предков на Якова Теплого наступал печальный день для девиц, которым не терпелось поскорее найти своего суженого. В этот майский день во всех крестьянских общинах традиционно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться — всю жизнь маяться». Больше того, и простой разговор о перспективах замужества выглядел начиная с этого дня совершенно неприличным. У странной на современный взгляд традиции есть очень простое объяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси всегда отличались необыкновенным размахом из-за старинного поверья: чем пышнее и богаче праздник, тем более счастливой станет в будущем молодая семья. Выполнить старое правило в мае оказывалось невозможно по двум причинам. Во-первых, один майский день в самом деле мог накормить целый год, а потому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-вторых, припасы к этому времени в основном были подъедены, а значит, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и получалось, что праздновать свадьбу в мае — означало пренебречь поверьем и напророчить молодым скудную, тяжелую жизнь.

Чем теплее становились дни, тем легче распространялись по деревням разнообразные лихорадки. Крестьяне верили, что именно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабым телесно людям. И чтобы болезнь миновала человека, полагалось в этот день обливаться припасенной заранее мартовской талой водой. Особенно строго исполнялся ритуал обливания теми, кто собирался вскоре отправиться в путь, — вода защищала их не только от недугов, но и от всякой неудачи, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова — Звездоночник — говорит о примете, согласно которой звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатый урожай.

Праздник 6 мая — Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца. Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он — особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именем Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний считался покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтобы до осени животные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяйка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать ей «соченное молоко» — разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы, припасенными с Вербного воскресенья. Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свойствами, и прошедшие по ней животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особый почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждый хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людей. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, — эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладный день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки — они могли повторяться еще до 40 раз.

Что можно и чего нельзя делать 6 мая 2021

Что можно делать

Особенно успешным будет начало всевозможных масштабных проектов. Хорошо провести день в активном общении с родными и близкими.

Животных нужно чистить, кормить лучше, чем в другие дни, холить и лелеять, а также угощать специально приготовленным именно для них угощением.

Чего нельзя делать

По народным поверьям, 6 мая нельзя брать в руки шерсть и шерстяные нитки, иначе волки могут утащить овец. По этой же причине старикам в Егорьев день не рекомендуется надевать платки и пояса из овечьей шерсти, даже если они их носят ежедневно, практически не снимая, против радикулитных болей.

Сегодня нельзя грубить пастухам, а также отвечать на их просьбы отказом. В народе их считают помощниками святого, поэтому сегодня их нужно хорошо накормить, подарить подарки или же дать деньги. Тот же, кто в Егорьев день отнесется к пастухам с пренебрежением или безразличием, будет наказан – на скотину обидчика нападут болезни, птицу поест лесной зверь, а в семье начнутся неприятности.

Нельзя мая топтать росу. Кто так сделает, накличет на себя кожные болезни. Роса сегодня обладает целебной силой, поэтому ее нужно собрать и умыться, чтобы быть здоровым и красивым. На Руси девушки в Егорьев день традиционно набирали росу в емкости про запас, используя ее для протирания лица перед свиданием, чтобы покорять парней своей привлекательностью.

Не разрешается 6 мая женщинам расчесывать и стричь волосы. Наши прабабушки в этот день не просто боялись брать в руки гребень, но опасались даже смотреть на него. Считалось в народе, что у ослушавшейся этого запрета волосы могут начать выпадать целыми прядями, и восстановить их здоровье и крепость будет очень сложно.

Нельзя вывешивать на ночь постельное белье. Считается, что в него может залететь весенняя лихорадка, которая вместе с постелью попадет в дом и начнет там бедокурить. Болезнь станет забирать силы у всех домочадцев, по очереди укладывая их в постель. Выгнать ее можно только сегодняшней росой, которой нужно окропить все углы и кровати в доме.

История жития великомученика

Георгий Каппадокийский жил в 3 веке на территории современной Турции (ранее — малая Азия) в семье сенатора и военноначальника Геронтия и богатой провинциалки Полихронии. После гибели отца он вместе с матерью переезжает в Лидду, где принимает решение поступить на военную службу к императору

Физически сильный и мужественный, блистающий эрудицией и умом, Георгий быстро обращает на себя внимание Диоклетиана, который назначает мужчину одним из тысяченачальников, командующих целым подразделением бойцов. Он надеялся, что верной службой и стабильной трудоспособностью утвердит свои позиции в глазах правителя

Когда молодому человеку было 20, Полихрония умирает и оставляет в наследство сыну имущество и финансовые средства. Все это Георгий раздает бедным Никомидии и решает не скрывать более своих религиозных предпочтений — придя ко двору Диоклетиана он открыто сообщает о своем причастии к христианству.

Обезумевший тиран приказывает схватить и подвергнуть еретика истязаниям. Когда приспешники царя подталкивали святого копьями в помещение темницы, пики сломались как спички. Удивленные воины положили и к столбцам привязали Георгия Победоносца, возложив на его грудь каменную глыбу. На следующие сутки святого пытали колесованием — самым позорным и мучительным методом казни, что подразумевало под собой излом крупных костей наказанного, а затем возложение искалеченного человека лицом к небу на колесо, надетое на шест, где он умирал от болевого шока. Когда праведник перестал подавать признаки жизни, с небес спустился ангел Господень, и Георгий поприветствовал его как ни в чем не бывало. Когда пленника сняли, то узрели, что он остался невредим. Разгневанный деспот приказал бросить его в яму с негашеной известью, а затем перебить ломами все кости на теле мужчины. С рассветом все раны исцелились.

Через день Диоклетиан придумал новое наказание, заставив инакомыслящего бежать по улицам в раскаленных огнем железных сапогах, внутри которых были вбиты гвозди. Так и не достигнув желаемого результата летального исхода император отдает указание избить неугодного плетями до костей. На седьмые сутки Егория (церковное имя) заставили испить две чаши — одну со снадобьем безумия, другую — умерщвления, но и это не повредило ему. Тогда святого вновь заключили под стражу. Там он высказывает волю о транспортировке после смерти собственных мощей в Палестину.

На восьмой день пыток великомученика обезглавили вместе с супругой правителя, Александрой Римской, которая узрев чудеса исцеления тела и духа уверовала в Бога. Позднее над гробницей в Лидде, где захоронен мужчина, был выстроен храм его имени, и мощи его продолжали целить больных и исполнять заветные желания нуждающихся. Некоторые части останков по сей день находятся в храмах Парижа, Рима, Венеции, Праги и Кёльна.

Опасные и напряженные периоды 2021 года

ЯНВАРЬ 2021. Первая треть ФЕВРАЛЯ. Практически весь этот период будут действовать напряженные аспекты Марса к тяжелым планетам. К тому же Юпитер с Ураном в этом месяце сделают напряженный аспект. 

Участие такого большого количества планет в напряженных аспектах говорит о разных событиях, в том числе катастрофах, пожарах, взрывах, природных катаклизмах, народных волнениях, убийствах, военных конфликтах, ЧП и т.д. Могут быть большие финансовые потери на ликвидации катастроф и аварий, неприятные тряски в экономическом секторе, разного рода ошибки, которые будут иметь тяжелые последствия. Вообще те события, которые в это время могут иметь место, будут иметь далекие отголоски в будущем. 

25 МАЯ 2021.
Вблизи этого затмения увеличиваются риски различных проблем, связанных с водой, международными отношениями, религиозными темами, могут быть столкновения на почве идеологий, наводнения, разливы опасных веществ, отравления. 

Конец ИЮНЯ — начало ИЮЛЯ 2021. Напряженная конфигурация с участием Марса может указывать на ряд напряженных событий, резких, неожиданных, а также имеющих далеко идущие последствия. Возрастает вероятность катаклизмов, военных столкновений, неприятных неожиданностей, громких событий негативного характера, беспорядков или проблем разного рода (в том числе в местах развлечений, так как Марс будет идти по знаку Льва). 

НОЯБРЬ 2021. Марс в этот период будет снова активировать проблемы, похожие на те, что были летом. Возможно, что это уже будут отголоски тех событий, либо будут иметь место похожие события. В любом случае, этот месяц довольно напряженный, с рисками для жизни, здоровья. финансов. Марс в знаке Скорпиона обычно обостряет все, накаляет страсти. Усиливает и без того напряженную атмосферу.

У восточных славян

Лубок «Егорий вешний». XIX век

«Пастух». Прялка, деталь. Северная двина. XIX век

Первая борозда

«Свято Юрія». Марка Украины. 2005

Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягнёнка.

В этот день вспахивалась первая борозда.

На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросёнка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в , специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягнёнка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

В Чёрной Руси в этот день происходили конские ристалища, сопровождаемые песнями и пиршествами.

У русских в Егорьев день (или один из пасхальных дней) молодёжные группы обходили дома тех, кто поженился менее года назад, и «окликали» их по имени-отчеству, исполняя величальные песни в их честь; за такое «окликание» они получали подарки и угощение (см. Вьюнишник).

На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Егорьев день жгут большие общесельские костры.

У белорусов (на Гродненщине) бытовала легенда как святой Юрий стал опекуном коней. Пастухи считают большим грехом не побывать на святого Юрия в церкви, а крестьяне не сварить в этот день овсяного киселя. Крестьяне старались выгнать скот пастись в Юрьев день, хлеща его тихонько освященной перед пасхой вербой. Но «юрьева роса» в народе считалась целебной, помогающей не только скоту, но и людям. Целебной роса была потому, что Юрий отпирал взятыми у Господа ключами землю, выпускал в мир жизнетворные соки. Росой мазали больные места, особенно глаза. В Витебском уезде росой омывали коров.

Русские Прикамья в Егорьев день «гоняли волков», чтобы они не подходили к скоту и деревне, для чего с шумом и трещотками обходили лесные опушки на окраинах деревни. Марийцы Пермского края проводили аналогичный обряд изгнания шайтана из деревни — сӱрем ужо.

На Русском Севере и у коми-пермяков в Егорьев день проводился водосвятный молебен с окроплением и купанием лошадей. Коми-пермяки, помимо этого, омывали в реке иконы и устраивали «стояние» в воде для избавления от мыжи — болезни, насылаемой умершими или святыми.

Символы в чуде о змие

Этот рассказ называют чудом Георгия о змие. Он напоминает фольклорные рассказы различных стран о героях и богатырях, победивших чудовище. Однако победа святого, при всем сходстве с ними, была более духовной, нежели физической. Не случайно изображение героя, поражающего змея, нередко объясняют иносказательно. Спасенная им царевна олицетворяет Церковь, а змей символизирует язычество. То, что Георгий изображен на коне, также не случайно. Это символизирует победу над «древним змием», то есть дьяволом. Победа над драконом, а также то, что Георгий по профессии был воином, стали причиной почитания его как покровителя воинства.

История

Святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

Много дней палачи старались угодить императору и выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего — слушать воду в колодцах. По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода — к теплу, шумная — к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия — к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет — к сильному ветру, вьюге. Ветер — к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.